Афанасий Фет: «Шепот, робкое дыханье». Анализ

Культура

Одним из наиболее знаменитых стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета, вобравшим в себя наиболее характерные приемы автора, является «Шепот, робкое дыханье…». Анализ данного стихотворения следует начать с той атмосферы, которую рисует перед нами поэет. Автор создает эффект плавной динамики, не используя при этом ни одного глагола: «колыханье сонного ручья», «изменения милого лица». Здесь проявляется знаменитая «безглагольность», которой славился Фет.

«Шепот, робкое дыханье», анализ которого предпринимался многими литературоведами, отличается также разделением переживаний лирического героя: первое четверостишье целиком посвящено звукам (к ним относятся и шепот, и дыханье, и соловьиная песня), во втором описываются визуальные образы (свет и тени, лицо возлюбленной), а в финале стихотворения — чувственные переживания героя.

При этом в последней строке заря играет кульминационную роль, подводя все чувства героя к их высшей точке.

Лирический герой проходит чувственную градацию от «робких» шепота и дыхания до «лобзания и слез» до зари, причем этот путь показан в виде отдельных, сменяющих друг друга кадров — поэт позволяет нам самостоятельно нарисовать в воображении образы стихотворения «Шепот, робкое дыханье». Анализ стихотворения невозможен без обращения внимания на нарочитое повторение элементов в строчках «Свет ночной, ночные тени. Тени без конца», которое создает элемент статичности среди сменяющихся картин ночи. С его помощью автор показывает «бесконечную» протяженность времени для влюбленных, что очень важно для лирического героя.

«Шепот, робкое дыханье», анализ которого мы проводим, принято относить к произведениям любовной лирики Фета. Но, как и в других характерных произведениях этого поэта, рядом с чувственными переживаниями лирического героя соседствуют наблюдения за состояниями природы. Автор чередует два этих источника впечатлений для создания цельной картины. Таким образом поэт показывает, что человеческие чувства сродни миру природы. В финале они объединяются в единое целое строчкой «И заря, заря!» Это слово здесь употреблено как в буквальном, так и в переносном смысле ( и потому дважды). Речь идет о «заре любви», сопровождающейся утренней зарей. Поначалу дополняющие друг друга, мир природы и мир чувств сливаются здесь воедино в образе нового начала.

Эпитеты, используемые автором («волшебных изменений», «робкое дыханье», «милого лица»), показывают нежность отношений между влюбленными.

И сходное чувство мы видим в отношении лирического героя к природе — уменьшительно-ласкательное «тучки», «серебро ручья».

Мы видим, что не только автор, но и его персонаж воспринимают окружающий и внутренний мир как единое целое.

И важно учитывать эту особенность взгляда поэта, строя анализ.

«Шепот, робкое дыханье» — одно из ключевых произведений лирики Фета.

В нем автор создает с помощью образов «застывших мгновений» картину развития человеческих чувств и их связи с окружающей природой.

Не зря многие музыканты (Римский-Корсаков, Балакирев, Метнер и другие) отметили именно это стихотворение для создания своих композиций.

Источник

Оцените статью
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: