Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации в Санкт-Петербурге: адрес, экспонаты и экспозиции

Культура

Санкт-Петербург всем известен своими замечательными музеями. Одним из старых и интересных является Центральный музей железнодорожного транспорта Российской федерации, который расположился в самом центре северной столицы. Посвящена выставка этого технического музея железным дорогам, поездам, путям сообщения и вообще всему, что имеет отношение к этому виду транспорта.

Немного истории

Основан Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации еще в 1813 году Августином Августиновичем Бетанкуром. При Институте Корпуса инженеров путей сообщения был открыт отдельный зал, в котором хранились модели железнодорожных вагонов и паровозов. Располагался он в бывшем дворце князя Юсупова, на берегу реки Фонтанки. Каждый год на нужды этого «особого» зала выделялось 5000 рублей. На эти средства приобретались за рубежом и изготавливались в России маленькие модели и приборы, разные макеты. Некоторые из них делались в мастерских самого института.

Сам ректор института А. А. Бетанкур принимал активное участие в создании экспозиции музея ЖД транспорта. Есть проекты, которые имели его авторство. Коллекция за это время значительно выросла, так что в 1823 году была переведена в другое здание, зал перерос в музей, к которому был приставлен смотритель. Находясь на Обуховском проспекте, музей занимал два флигеля, но экспозиция была такой большой, что места не хватало и там.

В этот период истории шло бурное развитие железнодорожного транспорта по всему миру, так что коллекции музея ЖД транспорта пополнялись экземплярами из Америки и Западной Европы. Зимой 1851 года все экспонаты перевезли в новое помещение, которое располагалось на первом этаже основного корпуса института. Все макеты и модели были размещены в специально изготовленные подставки и шкафы, сделанные на заказ мастерами из красного дерева. Для хранения моделей приобрели красивые стеклянные футляры.

Для нужд института, с целью обучения студентов, в 1859 году вышел указ, в котором предписывалось всем организациям присылать свои макеты и чертежи строений объектов железных дорог в музей. Посетители смогли увидеть коллекцию только в 1862 году.

Переезд в новое здание

Решение о постройке нового здания, специально предназначенного для собранной многочисленной коллекции технических экспонатов, было принято во время празднования 100-летия со дня рождения императора Николая I. Вопрос о переезде в новое здание поднял министр путей сообщения М. И. Хилков. Однако выделенное здание манежа было недостаточно большим. Такая значительная коллекция просто не вмещалась. Тогда приняли решение построить отдельное здание, специально для музея.

Такое сооружение было построено архитектором П. С. Купинским в 1902 году. На строительство было выделено 90 000 рублей. Главный фасад музея выходил на улицу Садовую. Расположено здание в Юсуповском саду. Впоследствии было пристроено еще два корпуса. Один – в 1904 году. В двухэтажном помещении расположили ботик Петра I и катер Александра II. Другой – в 1910 году.

Катастрофа музея в советское время

С приходом советской власти штат работников музея сократился до одного смотрителя. Затем происходила дележка экспонатов между расформированными факультетами института. Сначала экспонаты Центрального музея железнодорожного транспорта нещадно делились между разными институтами. А потом было принято решение вообще его закрыть. Бесценные макеты и устройства скидывались в кучу в темных чуланах, много экспонатов было уничтожено.

Но спасла музей широкая огласка. Многие были возмущены безобразным отношением к таким историческим ценностям. Понадобилось долгих два года, чтобы восстановить все в былом виде. И наконец, в 1934 году, Центральный музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге вновь открыл свои двери для посетителей.

Музей в годы войны

Все люди помнят, что пережили жители Ленинграда в страшные годы войны. Но наш народ даже в эти ужасные годы не забывал о своей истории. Желая сохранить такую ценную коллекцию экспонатов, уже в первые годы войны приняли решение об эвакуации коллекции музея с ул. Садовой в Новосибирск.

После окончательной победы над врагом экспонаты в 1944 году возращаются в родной город. Но еще долгих четыре года шла работа по восстановлению здания и упорядочиванию многочисленных макетов, моделей и частей выставки. Только в 1948 году музей открыл вновь свои двери для простых посетителей.

Наше время

Сейчас Центральный музей железнодорожного транспорта Российской федерации принимает всех желающих. Работает выставка ежедневно, кроме последнего четверга каждого месяца. Часы работы – с 10.30 до 17.30.

Данный музей считается единственным государственным железнодорожным музеем на всем постсоветском пространстве. Экспонаты выставок рассказывают историю строительства и реконструкции железных дорог, показывают обновление паровозного и тепловозного парка, можно увидеть старинные вагоны со всей реконструированной в мелких деталях обстановкой тех времен.

Модели и механизмы показывают, как развивалась эта отрасль народного хозяйства, как менялись со временем устройства управления поездами, механизмы и модели. Интересная экспозиция железнодорожных мостов находится в филиале музея. Там представлены модели еще деревянных старых объектов России.

Так как музей государственный, он не имеет основной целью получить прибыль от посещения. Главные и основные его виды деятельности – это образовательная и исследовательская.

Филиалы музея

В 90-годах было принято решение об открытии двух отдельных филиалов. Первый расположен в Красном селе и посвящен строительству мостов в России. Там можно рассмотреть деревянные и металлические старинные мосты, по которым проходили железнодорожные пути. Современные железобетонные модели также представляют интерес, особенно для студентов и конструкторов. Имеются чертежи и другие интересные материалы.

Второй филиал Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации находится в Лебяжьем. Там можно увидеть натуральный подвижной состав: старые локомотивы, вагоны. Собрано около 50 единиц. Помимо отечественных представителей ЖД техники, есть еще раритетный вагон-салон последнего императора китайской династии Цин Пу И. Отреставрированный экземпляр на праздновании 170-летнего юбилея железных дорог России отправился вместе со студентами и работниками РЖД в Петергоф.

Полезные сведения

Музей находится по адресу: ул. Садовая, 50. Здание найти легко, так как располагается оно в центре города. Можно добраться на метро, доехав до следующих станций: «Садовая», «Сенная площадь», «Спасская».

Билеты дешевые: для взрослых – 300 рублей, студенты платят 150 рублей, а дошкольники – 50 рублей.

Категории льготников, которые проходят на выставку бесплатно, – это военные, срочники, участники боевых действий, ветераны, блокадники и работники музеев. Раз в месяц допускаются многодетные семьи и молодежь до 18 лет.

Также проводятся групповые организованные экскурсии. Для них имеются скидки. Можно самостоятельно прослушать экскурсию, взяв напрокат аудиогид за 250 рублей. Но придется оставить тысячу в залог.

Приходите в музей обязательно, получите незабываемые впечатления!

Источник

Оцените статью
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: