Иволгинский дацан. Бурятия, Иволгинский дацан

Культура

В бурятской степи, возле хребта под названием Хамар-Дабан, что находится близ населенного пункта Иволгинск, расположена буддистская религиозная столица страны – великолепный дацан. Когда на улице стоит ясная погода, прекрасные позолоченные храмы блестят и переливаются, издали приветствуя туристов и паломников. Создается впечатление, что время здесь остановило свой ход…

Расписание хуралов

Многих туристов интересует Иволгинский дацан. Расписание хуралов можно узнать в информационно-визитном центре, находящемся при монастыре. Звонить туда необходимо по следующему бесплатному телефону: 8-800-1003-108. Обращаться лучше с 8:30 до 21:00.

Основание Иволгинского дацана и других духовных центров

С 1937 года в нашей стране отсутствовали официально функционирующие буддийские храмы. Но после ВОВ власти позволили верующим основать два монастыря – в Агинском округе, а также в Бурятии. Почему было принято такое решение, до сих пор неизвестно. Возвратившиеся с каторги старые ламы, да и обычные люди основали близ поселка Верхняя Иволга «Тугэс Баясхалантай Улзы Номой Хурдын Хийд». Это переводится как «Монастырь, стоящий на территории, где крутится Колесо Учения, дарующее Радость и наполненное Счастьем». Открыт он был в начале зимы 1945 года. На протяжении не одного десятка лет данный дацан был единственным священным местом буддистов, расположенным в Бурятии, однако уже в 1990-е годы начали снова возводиться великолепные духовные центры. Верующие люди были очень воодушевлены этими событиями. А ведь их достаточно много в Улан-Удэ. Иволгинский дацан стал для них настоящей отдушиной. Многие стали посещать его достаточно часто.

Буддийский университет

Вскоре в Иволгинском дацане начал функционировать частный буддийский университет под названием «Даши Чойнхорлин». Произошло это в 1991 году. Он и в настоящее время является уникальным учебным заведением, таких в нашей стране больше нет. Его деятельность заключается в преподавании буддийской философии и подробном ознакомлении с ней. Материал подается так, как это было много лет назад в монастырских школах Бурятии, еще до революции.

Немного о буддизме

Буддизм – старейшая из трех основных религий мира. Христианство младше него на пять веков, а ислам – на двенадцать. Буддизм базируется на теории о Четырех Благородных Истинах. Они включают в себя страдание, его причины и возникновение, устранение мучений и источников, порождающих их, и дороги, ведущие к их прекращению. Наиболее предпочтительным считается Восьмеричный (срединный) Путь, позволяющий погрузиться в Нирвану. Он подразумевает несколько типов развития добродетелей: мораль, сосредоточение, а также знание – праджню. Если человек пройдет по всем этим дорогам, он полностью избавится от мучений и обретет умиротворение в Нирване. Все это можно узнать, посетив Иволгинский дацан. Итигэлов, конечно, был в курсе этого.

Тхеравада и Махаяна

Принято разделять буддизм на Тхераваду, а также Махаяну. Это переводится как «Учение древнейших» и «Великая колесница». Первая является единственной поныне существующей школой раннего буддизма (иначе говоря, Никая). Данное направление часто встречается в Тибете и Непале. Небольшое распространение оно также получило в нашей стране и Японии. Из Тибета оно перекочевало в Монголию, далее – в Бурятию, на следующем этапе – в Туву, и, наконец, в степи Калмыкии. Махаяна появилась относительно недавно. Ее характерная особенность – теория о Бодхичитте, иными словами, о желании спасти абсолютно всех существ, живущих на земле. Оно подразумевает бесконечное милосердие и сострадание к ним. Также эта теория включает в себя понятие Бодхисаттвы – личности, способной пренебречь индивидуальным погружением в Нирвану, чтобы спасти всех живущих на земле. Махаяна свойственна для тибетского и китайского буддизма, а также некоторых автономных школ. Особенности и важные моменты данных теорий настолько закручены и недоступны стороннему наблюдателю, что на их объяснение уходит огромное количество времени, да и то не факт, что человек действительно все поймет. Но всех желающих получить новую информацию, готова принять Бурятия. Иволгинский дацан всегда с радостью открывает свои двери для гостей. Поэтому можно туда ехать, ни минуты не сомневаясь в правильности своего решения.

Хамбо Лама Итигэлов

В Иволгинском дацане хранится тело Ламы Итигэлова, которое очень хорошо сохранилось. О нем можно прочитать в научной литературе. Исследователи уже несколько лет спорят об этом феномене.

15 июня 1927 года, когда Хамбо Ламе (должность, сравнимая с православным митрополитом) Итигэлову было 75 лет, он попросил монахов, живущих в Янгажинском дацане, прочитать для него молитву, предназначенную на случай смерти. Она называлась «Нуга Намши» («Благопожелание умирающему»). Монахи были абсолютно растеряны и не знали, что делать, и тогда Итигэлов первым начал произносить слова молитвы. Ламам пришлось поддержать его. Когда молитва была закончена, а Итигэлов уже не подавал признаков жизни и казался умершим, они, как и было указано в завещании, посадили его в саркофаг (он называется бумханом) в позе лотоса и похоронили в селении Хухэ Зурхэн. Там сейчас находится Иволгинск. Конечно, это название многим совсем ни о чем не говорит. У туристов, отправляющихся в Иволгинский дацан, карта всегда должна быть под рукой.

Извлечение тела из саркофага

Монахи выполнили просьбу, изложенную в завещании Итигэлова: в 1955 году Лама Лубсан Нима Дармаев вместе с жителями монастыря поднял бумхан с телом, а затем, удостоверившись в его сохранности, осуществил нужные обряды, переодел его и снова посадил в саркофаг. В 1973 году был проведен очередной осмотр умершего.

10 сентября 2002 года Лама Дамба Аюшеев вместе с несколькими монахами Иволгинского дацана, сопровождаемый светскими людьми (криминалистами и т. п.), открыл саркофаг Итигэлова. Он был в той же форме, что и прежде, признаков высыхания либо гниения обнаружено не было. После осуществления нужных обрядов тело Итигэлова доставили в Иволгинский дацан. Там для него был возведен отдельный дворец. Ламы Иволгинского дацана выполнили свой долг.

Необъяснимый феномен

В том же году эксперты взяли некоторые образцы – кусочки эпидермиса, ногти, а также волосы. На основании осуществленных судебными медиками опытов был сделан вывод, что белковые фракции Итигэлова такие, как будто он еще жив. Ученые не знают, как комментировать данный феномен. Медики тоже в замешательстве. Множество людей приезжает в дацан, чтобы поклониться отлично сохранившемуся телу. Они считают, что это настоящее чудо.

Простые правила

Иволгинский дацан является не музеем, а функционирующим монастырем. Отправляясь туда на экскурсию, необходимо соблюдать некоторые требования. Какие-то русским людям покажутся вполне обыденными, другие – весьма экзотическими. Находясь в квадрате стен, нельзя курить, бросать мусор и материться. Девушкам лучше приходить в Иволгинский дацан в достаточно длинных платьях.

Съемка в храмах запрещена, однако на улице фотографировать можно. На этом обыденные требования завершаются.

Необычные требования

Находясь в храме, необходимо снимать кепки, шляпы и шапки. Нельзя вешать на плечо рюкзак либо сумку, рекомендуется носить их в руке или поставить возле двери. Запрещено поворачиваться спиной к картинам, на которых нарисован Будда и святые, а также к телу Итигэлова. Также нельзя показывать пальцем на них. Если в храме идет молитва, запрещено скрещивать руки и сидеть, положив одну ногу на другую. Нужно помнить, что Иволгинский дацан – это священное место.

Горос

Едва зайдя в монастырь, необходимо совершить символический обход границы дацана по дорожке, с внутренней стороны. Такой обряд называется Горосом. Обходить дацан, да и просто огибать различные предметы нужно исключительно по часовой стрелке, словно по солнечному кругу.

Зайдя в дверь, необходимо свернуть в левую сторону и шагать вдоль стены вплоть до возвращения к воротам. На данной дороге расположено множество молитвенных мельниц – хурдэ (барабанов). Они украшены иероглифами. В них лежат листочки с молитвами. Крутя хурдэ (непременно по часовой стрелке), человек как бы произносит священный текст.

Удивительное место

Иволгинский дацан – уникальное место. Когда гуляешь вокруг субурганов, хурдэ и пагод-храмов, то и дело поглядывая на бескрайнюю степь и Хамар-Дабан, виднеющийся вдалеке, кажется, что находишься за пределами России. Создается впечатление, что это экзотическая китайская степь, Монголия или Тибет. Впечатления от пребывания в дацане остаются с туристами на всю жизнь.

Источник

Оцените статью
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: