Китайские «лотосовые ножки»: особенности, традиции и интересные факты

Культура

«Лотосовая ножка» — древний китайский обычай, который был весьма распространен среди аристократов с X до начала XX века. Он заключался в искусственном формировании ненормально маленькой ступни. Полоской ткани к ступне еще у маленьких девочек привязывались все пальцы ноги, кроме большого, при этом их заставляли ходить в обуви маленького размера. В результате ступня деформировалась, в будущем иногда девушки даже лишались возможности ходить. В Китае от размера ступни зависел статус невесты, к тому же считалось что богатой даме не следует передвигаться самостоятельно.

Появление обычая

Изначально «лотосовая ножка» символизировала бессилие, невозможность самостоятельно передвигаться. Считалось, что это одна из привлекательных черт аристократки. В то время как здоровые ноги ассоциировались с бедностью, крестьянским трудом.

Существует несколько легенд появления древней китайской традиции «лотосовых ножек». По одной из них, наложница императора династии Шан страдала от косолапости. Чтобы не отличаться от большинства придворных дам, она попросила императора приказать всем девушкам бинтовать ноги. Так, ноги самой наложницы стали классикой элегантности того времени.

Есть еще одна легенда возникновения традиции «лотосовой ножки» в Китае. Если ей верить, то наложница императора Сяо Баоцзюань обладала удивительно изящными ножками, при этом часто танцевала босиком на золотом помосте, который был украшен жемчугом и изображением цветов лотоса. Император был настолько восхищен, что восклицал, что от любого ее прикосновения нарисованные лотосы расцветают. Считается, что именно тогда возникло понятие «лотосовой ножки». Однако стоит отметить, что в этой легенде ничто не указывает на то, что ноги были забинтованы.

Самая распространенная версия, связанная с «лотосовой ножкой» или традицией Древнего Китая, утверждает, что все дело в императоре Ли Юй, который попросил свою наложницу забинтовать ноги так, чтобы они напоминали ему полумесяц. После этого девушка станцевала «танец лотоса» на кончиках пальцев, окончательно покорив правителя. Представительницы высшего общества стали ей подражать, так традиция «лотосовой ножки» у китаянок стала чрезвычайно популярной.

Достоверно известно, что обычай распространился в эпоху династии Сун, которая правила с 960 по 1279 годы. К концу правления этой династии «лотосовые ножки» в Древнем Китае стали настолько популярными, что появился обычай ставить в каблук туфельки небольшой бокал и пить из него. Во времена правления династии Юань мужчины пили прямо из туфельки, это называлось «осушить золотой лотос».

Особенности «лотосовой ножки»

Женщины, которые забинтовывали себе ноги, как правило, не могли самостоятельно передвигаться. Они сидела дома, выходили в свет только в сопровождении слуг. Из-за этого они были фактически исключены из общественной и политической жизни, становились целиком зависимыми от мужа. Поэтому китайские «лотосовые ножки» являются еще и символом абсолютной мужской власти мужчин над женщинами и признаком особого целомудрия.

Во время завоевания Китая монголами такая нога стала признаком национальной идентичности, который сразу отличал девушку от представительницы другого государства. В давние времена считалось, что это улучшает женское здоровье и способствует деторождению. В результате девушка из богатой семьи не могла выйти замуж, если ее ноги с детства не забинтовывали. На уловку шли девушки из бедных семей, для них бинтование было единственной возможностью заключить выгодный брак.

Параметры ноги

«Лотосовые ножки» в Китае должны были соответствовать определенным параметрам. Их длина не должна была превышать 7 сантиметров в длину. Только такую стопу могли назвать золотым лотосом. Стопа длиной от 7 до 10 сантиметров именовалась серебряным лотосом, если же она была длиннее 10 сантиметров, то нарекалась лотосом железным и практически не котировалась.

Появление этой традиции связывают и с философией конфуцианства, которая господствовала в Китае в средние века. Ведь Конфуций утверждал, что женщина несет в себе начало инь, которое олицетворяет пассивность и слабость. Деформированная стопа только подчеркивала эти качества.

Влияние на соседние страны

Китайский философ Чжу Си, живший в XII веке, призывал распространить этот опыт на соседние страны. Он считал, что только он олицетворяет верные и единственно правильные отношения между мужчиной и женщиной.

Несмотря на сильное влияние Китая на соседние страны — Японию, Корею, Вьетнам — эта традиция там так и не прижилась. «Лотосовая ножка» в Японии не стала популярной, хоть там и носили на ногах деревянные или соломенные сандалии, но они не деформировали ногу так сильно, как это было принято в Китае.

Процесс формирования

Сам процесс было важно начать до того, как нога девочки успела сформироваться. Бинтовать было принято зимой или осенью из практических соображений. Из-за холода ноги становились менее чувствительными, риск занести инфекцию был минимальным.

В состоятельных семействах для бинтования нанимали прислугу, которая ухаживала за стопами, носила девочку на руках, когда боль становилась нестерпимой.

«Лотосовые ножки» китайских девушек формировалось примерно три года. Сам процесс состоял из четырех этапов.

Этапы бинтования

Первый этап — попытка бинтования. Ноги обмываются смесью крови животных и трав, так стопа становится более гибкой. Ногти на ногах стригутся максимально коротко, а затем стопа сгибается с такой силой, чтобы пальцы вдавились в подошву и сломались. После этого накладывались хлопковые бинты в форме восьмерки. Концы повязки сшивали, чтобы она не ослабевала.

В завершение на девочку надевали туфли с острыми носами или специальные носки, и заставляли ходить, чтобы стопа приобретала нужную форму под весом тела. К тому же ходить было необходимо, чтобы восстановить кровообращение в слишком туго забинтованных ногах. Так, каждый день им было необходимо преодолевать не менее пяти километров.

Попытка затягивания

Второй этап назывался попыткой затягивания. Он продолжался не менее шести месяцев. Бинты затягивали все туже, что усиливало боль. Тщательного ухода требовали сломанные пальцы. Из-за этого повязки иногда снимали, удаляя ткани, которые поразил некроз.

Ногти стригли, а стопы массировали, чтобы им было легче сгибаться. Иногда по ногам били, чтобы суставы и уже сломанные кости становились более гибкими.

После каждой такой процедуры повязка затягивалась еще туже. В богатых семьях эту процедуру повторяли каждый день, считалось, чем чаще, тем лучше.

Период тугого бинтования

На третьем этапе носок ноги максимально притягивался к пятке. При этом кости изгибались, а иногда ломались еще раз.

Наконец, четвертый этап назывался бинтование дуги. Было необходимо сформировать подъем стопы настолько высоким, чтобы под аркой могло поместиться куриное яйцо. В результате стопа напоминала натянутый лук.

Через несколько лет бинтование становилось менее болезненной процедурой. Взрослые женщины сами бинтовали себе ноги, делать это приходилось всю жизнь.

Последствия бинтования

Самой распространенной проблемой китаянки с «лотосовыми ножками» была инфекция. Хоть ногти регулярно стригли, они все равно врастали в стопу, провоцируя воспаление. Из-за этого ногти иногда приходилось удалять.

К тому же в стопе нарушалось кровообращение, в пальцах ног оно исчезало вовсе. Из-за частных инфекций возникал некроз тканей. При этом если инфекция переходила на кости, то этому только радовались. В этом случае ногу можно было перебинтовывать еще туже.

Когда у девочки изначально были слишком широкие стопы, в них специально втыкали осколки черепицы или стекла, чтобы спровоцировать инфекцию. Негативным последствием этого было заражение крови, даже если девушка выживала, во взрослом возрасте у нее возникали многочисленные заболевания.

Взрослым женщинам было тяжело стоя сохранять равновесие, поэтому они часто ломали ноги и бедренные кости. Проблематично было вставать из положения сидя.

Отношение мужчин

Китайские мужчины считали деформированную стопу очень эротичной. При этом демонстрировать ногу без обуви и бинтов считалось неприличным. Поэтому мужчины, как правило, предпочитали не смотреть на женскую ногу без повязки.

Женщине разрешалось только перед сном слегка ослаблять повязку и надевать туфли на мягкой подошве. Даже на эротических изображениях обнаженных женщин, которые были весьма популярны в Китае, на ногах оставалась обувь.

Из маленькой женской ноги творился настоящий культ. Существовало одиннадцать способов прикасаться к женской ноге и 48 эротических игр с ней.

Критика бинтования ног

Подвергать критике процесс бинтования ног начали в средние века. В художественных произведениях герои возмущались существованию обычая, когда девочкам предстояло мучиться в детстве, не спать по ночам, а потом страдать от различных заболеваний. Многие китайцы еще в то время утверждали, что это наносит серьезный вред здоровью.

В 1664 году император издал указ о запрете бинтования ног, после того как к власти пришла маньчжурская династия. Через 4 года закон остался в силе только для девушек маньчжурского происхождения, а для китаянок был отменен.

В середине XIX века бинтование критиковали британские миссионеры, которые призывали уничтожить этот обычай. На призыв откликнулись многие китайские женщины, принявшие христианство, было даже организовано «Общество небесной ноги». Инициативу поддержали и другие христианские миссионеры, которые выступали за равенство между мужчинами и женщинами.

В то время и сами китайцы все больше начинают осознавать, что этот их обычай не соотносится с прогрессивным обществом. В 1883 году появилось «Общество освобождения ног».

Популярный в XIX веке китайский философ Янь Фу призывал проводить незамедлительные реформы. Он утверждал, что отменить необходимо не только бинтование ног, но и курение опиума, которое было повсеместно распространено среди китайцев. Важным постулатом Янь Фу был призыв к китаянкам заниматься спортом, чтобы рожать и воспитывать здоровых детей.

А китайский общественный деятель Су Маньшу, который перевел роман «Отверженные», даже ввел в повествование придуманного персонажа, которые критиковал многие китайские традиции, в числе которых называлось и бинтование ног. Герой романа называл его варварским, сравнивая женские ноги с копытами свиньи.

За отмену бинтования ног выступали и сторонники теории социального дарвинизма. Они утверждали, что этот обычай ослабляет нацию, так как такие женщины не могут родить здоровых сыновей. В начале XX века популярность набрало движение китайских феминисток, которые также выступали против этой традиции.

Запрет бинтования ног

Китайское правительство неоднократно предпринимало попытки запретить бинтование ног, но окончательно сделать это удалось только в 1949 году, когда к власти пришли коммунисты. Сделать это удалось даже в удаленных сельских районах, где раньше жители не подчинялись указам правительства из центра.

Этот запрет действует и сегодня. Стоит отметить, что за это время изменился менталитет китайцев. Стало уделяться много внимания развитию спорта, в том числе и женского. В таких условиях о бинтованиях ног не может быть и речь.

Изменились представления о женской красоте и привлекательности, сегодня они не связаны с деформированными и ненатурально маленькими ногами. При этом обувь для деформированных ног производилась еще долгие годы, так как были живы китаянки, ноги которых бинтовались в детстве. Последняя пара таких туфелек была сшита в 1999 году, с тех пор такая необходимость отпала. Обувная фабрика, на которой производилась подобная обувь, была торжественно закрыта.

Источник

Оцените статью
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: