Кто построил Благовещенский собор в Москве?

Культура

Ответить на вопрос о том, кто построил Благовещенский собор, непросто. По этому поводу есть различные мнения. В описаниях собора, относящихся к 19 веку, было опубликовано предание (не подтвержденное, однако, другими источниками) о строительстве в 1291 году деревянной церкви Благовещения Андреем Александровичем, князем, являющимся сыном Александра Невского. Так как в это время в Москве имелся княжеский двор, обязательно на нем должен был быть построен храм. Так появился Благовещенский собор Кремля. Фото этого здания в сегодняшнем виде представлено в нашей статье.

Различные точки зрения

Однако о Благовещенском соборе упоминание в русских летописях появляется только в 1397 году, когда из Византии в Москву была привезена икона под названием «Спас в ризице белой». Исследователи поэтому относили постройку каменного здания данного собора к концу 14 века. Датировалась она либо 1397 годом (Забелин, Извеков), либо 1393 годом (Скворцов, Красовский).

Причиной возникновения второй даты стали сведения о том, что княгиней Евдокией была создана в 1395 году церковь Рождества Богоматери (домовая). Считалось, что несколько раньше должен был появиться княжеский храм. В 1405 году, как сообщают летописи, церковь начали расписывать мастера Феофан Гречин, «старец с Городца» Прохор и Андрей Рублев. Закончили в этом же году.

Строительство каменного собора

Появляется в 1416 году новая запись, в которой говорится о создании каменной церкви Благовещения 18 июля.

Другие свидетельства об этом памятнике основаны на перестройке кремлевского ансамбля, проходившей на рубеже 16-17 веков. Закладка нового здания собора состоялась 6 мая 1484 года. Иван III на время строительства повелел поставить палатку возле великокняжеского дворца для своего духовника, чтобы тот находился неотлучно при храме. Через 5 лет, в 1489 году (9 августа), новый храм был освящен митрополитом Геронтием.

Иван III в конце 15 века начал строительство новой великолепной резиденции князя. Строятся в это время новые стены Кремля, Успенский, а также Благовещенский собор. Архитекторы Мышкин и Кривцов, строившие Успенский, потерпели, однако, неудачу. Первая попытка, предпринятая ими, завершилась тем, что стены здания во время землетрясения были разрушены.

Псковские мастера

И все-таки, кто построил Благовещенский собор? Фамилию главного архитектора мы не знаем. Однако по одной из записей летописца, в 1474 году, можно судить о том, что строили Благовещенский собор (каменный) псковские мастера. Из других зданий, которые перечисляются в этом сведении, сохранились Духовская (Троицкая в летописи) церковь, а также Ризположения, находящаяся в Кремле. Во всех них присутствуют характерные признаки, отличающие псковское зодчество: столбы, квадратные в плане, повышенные подпружные арки. На основании этих данных можно судить о том, кто построил Благовещенский собор. Это были псковские мастера. Однако встречаются также раннемосковские элементы: порталы имеют килевидную форму, а стены украшают узорчатые пояса. Поэтому однозначно сказать о том, кто построил Благовещенский собор, нельзя. Он, кроме того, был выполнен из кирпича, хотя основным материалом для строительства в Пскове в то время был белый камень. Так что, несмотря на то, что основная часть исследователей относит Благовещенский собор к псковским постройкам, некоторые все же считают его творением московских мастеров.

Благовещенский собор сегодня

Сегодня Благовещенский собор в Москве состоит из трех частей, которые были построены в разное время. Основу его составляет крестово-купольный храм, четырехстолпный трехапсидный. Построенный в конце 15 века основной объем повторял план, а также, возможно, габариты храма, существовавшего ранее, в начале этого же века. Отличие между двумя этими постройками заключалось в том, что в более поздней храм окружали галереи-паперти со всех сторон. Считалось, что все они, кроме восточной, были созданы вместе с собором, однако были открытыми до середины 16 века. Исследования, относящиеся к 60-м годам 20 века, показывают, что своды западной и северной галерей выложены тем же кирпичом, что и собор. На основании этого можно предположить, что они близки по времени или одновременны основному массиву храма. К нему с восточной стороны примыкала Казенная палата, которая была возведена вместе с собором, а в 18 веке разобрана.

Собор становится девятиглавым

Благовещенский собор в Москве первоначально венчали три главы — две были расположены над восточными углами постройки и одна — в центре. На сводах галерей во второй половине 16 века устроены были четыре придела, которые также имели главы. Кроме того, еще две были добавлены на основном объеме. Собор в итоге стал девятиглавым. Так было произведено пирамидальное завершение от центральной главы до глав приделов. Подчеркивают его кокошники и килевидные закомары, расположенные у центрального барабана. Центральная глава в 1508 году была вызолочена, а чуть позже, во второй половине 16 века, это было сделано с остальными девятью. Крыша также была покрыта золоченой медью. Собор из-за этого стал называться «златоверхим». Образ Пресвятой Богородицы символизирует девятиглавие — девять ангельских чинов и Праведников Небесных.

Особенности Благовещенского собора

По размеру Благовещенский собор Кремля невелик. Это объясняется тем, что он предназначался в первую очередь для семьи князя. Изначально к восточным столпам примыкал иконостас Благовещенского собора, который был лишь немного ниже существующего. Подчеркнутый вертикализм пропорций отличает центральное его пространство. Это высокий барабан, подпружные ступенчатые арки. По вертикали это движение усиливалось освещением. Затемнена была нижняя часть, а сверху лился поток света из окон барабана.

В западной части находятся широкие хоры, которые опираются на низкие массивные своды. Их устройство для конца 15 века уже архаично. Оно связано, скорее всего, с предназначением здания как семейного храма. Возможно, что это объясняется желанием сохранить план, который имела предшествующая постройка. Предполагали также (в 19 веке), что хоры предназначались для представительниц царской семьи во время богослужений. Однако было выяснено, что они первоначально отделялись стеной высотой примерно два метра, а также толщиной в два кирпича. Хоры превращались, таким образом, в закрытое пространство, которое для слушания литургии было непригодно. На них, что более вероятно, могли размещаться приделы. Два хода ведут к ним: винтовая лестница снизу в юго-западном углу здания, которая находится в толще кладки; а также непосредственно из дворца, который опирается на арку.

Паперти

Здание собора при постройке со всех сторон окружено было папертями. Недостаточно еще изучены их первоначальный облик и время возникновения. Восточная (вместе с Казенной палатой) была разобрана, а южная утратила почти полностью первоначальный облик. Крыльцо, украшенное резьбой, ведет на южную паперть. Оно, по преданию, было построено для царя Ивана Грозного, так как тот, после четвертого брака лишенный права присутствовать в храме, повелел пристроить к зданию крыльцо, на котором во время службы стоял.

Пол и крыльцо

Предание связывает с Иваном Грозным также появление пола, существующего и сейчас. Он состоит из мелких кремниевых блоков с вкраплениями яшмы и агата. Считается, что пол привезен был из Ростова Великого этим царем, куда он попал некогда из Византии. Крыльцо, которое выходит на северо-восточную площадь, было парадным. Когда на сводах его в 1564 году был построен придел, под него для укрепления конструкции подвели столпы, поэтому оказались утраченными древние формы. Крыльцо первоначально было похожим на южное, было более легким. Своды его поддерживались с помощью колонн с резными капителями. В толще столпа сохранилась одна из них. Лестница также была перестроена — первоначально она была более крутой и короткой.

В храм с папертей ведут порталы. Западный и северный исполнены итальянскими резчиками. Южный во время переделок в 1836 году южной паперти был уничтожен, восстановлен в 1949 году по сохранившимся остаткам.

Роспись собора

Василий III, великий князь, который был наследником Ивана III, повелел в самом начале правления украсить благолепно иконы собора серебряными и золотыми окладами, а также расписать его. Существует предположение, что в собор были перенесены иконы Андрея Рублева (из деревянного старого) и что исполнена была новая роспись по точному образцу более ранней. Федор Едикеев выполнил эту работу.

Появились в результате на паперти в настенной росписи изображения различных древнегреческих мудрецов, которые жили до рождения Христа (Сократа, Платона, Плутарха, Зенона, Птолемея, Фукидида, Аристотеля) со свитками в руках, которые содержат изречения, близкие к христианским идеям. По поводу данной росписи есть много версий. Согласно одной из них, это новаторство Федора Едикеева. Другие же считают, что первые митрополиты на Руси по происхождению были греками и чтили свято своих мудрецов, даже не христиан.

Святыни Благовещенского собора

Многие святыни хранились в Благовещенском соборе. Образ Благовещения, редчайший по своему иконографическому типу, был выполнен на стене храма. Он отражал восточное предание, согласно которому Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил у колодца в Назарете и принес ей Благую Весть о том, что у нее родится Спаситель.

Образ Всемилостивого Спаса находился в притворе собора. По преданию народа, от него один сановник получил чудесную помощь. Этот человек, навлекший царский гнев на себя, по молитве получил возвращение на службу и прощение. После этого люди, ожидающие милости и доброй вести, стали приходить к образу.

Хранилась здесь же и Донская икона Пресвятой богородицы, которая после Куликовской битвы была поднесена Дмитрию Донскому. Его благословил этим образом, по легенде, Сергий Радонежский. В честь данной иконы в 17 веке был построен Донской монастырь в Москве. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

Собор и кремлевские куранты

История курантов в Кремле также начиналась с Благовещенского собора. Москва впервые стала узнавать еще в 1404 году точное время. Тогда Лазарь Сербин, афонский монах, за деревянным (старым) Благовещенским собором установил на башне дворца часы, каждый час ударом молота отмечавшие время. В 1624 году русские мастера Шумило и Ждан, а также Христофор Галовей (англичанин) на Спасской башне установили главные часы в нашей стране.

В 1917 году, в ноябре, московский Благовещенский собор сильно пострадал при артобстреле. Его крыльцо было разрушено снарядом. После переезда в Москву большевистского правительства здание было закрыто. Сейчас на территории, где находится Благовещенский собор, расположен музей. Сюда можно попасть, как и в Кремль, на экскурсию. Иногда, однако, проводятся богослужения, поскольку место это свято. Благовещенский собор 7 апреля (с 1993 года) посещает Патриарх Московский и Всея Руси. В эту дату отмечается праздник Благовещения. Патриарх проводит здесь богослужение.

Источник

Оцените статью
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: