Музей революции в Москве

Культура

Осенью 2017 года исполняется 100 лет Великой Октябрьской социалистической революции, в ходе которой большевики свергли последнего российского самодержца Николая II. Изменился ход развития России и всего мира. Появился принципиально новый строй, отрицающий капиталистические устои. В Москве есть учреждение культуры, название и содержание которого возвращает зрителя к тем бурным временам. Это Музей революции на Тверской-Ямской, 21. С 1998 года – Государственный центральный музей современной истории России (далее, для краткости, Музей революции).

Броневик и Козявка

В октябрьской поэме «Хорошо» поэт Владимир Маяковский писал: «Которые тут временные! Слазь! Кончилось ваше время!» Непосвященные думают: «Музей Октябрьской революции, расположенный в старинном особняке, рассказывает исключительно о штурме Зимнего дворца, залпе «Авроры», ленинском броневике». Это не совсем так. Поражает богатство разноплановых экспозиций, повествующих об экономическом и социально политическом развитии России конца XIX — начала XX вв., приоритетах современной России, преемственности поколений. Посетители отмечают доброжелательность и профессионализм гидов. Экскурсоводы не тяготеют к приукрашиванию идей социализма. Просто рассказывают, как все происходило.

Оружие, одежда, печатные станки, интерьер ресторана, куда, случалось, захаживали бабушки и дедушки, чучело собаки Козявки, которая летала в космос, – тридцать залов нереально увлекательного путешествия в прошлое. Есть мнение: канувший в лету период современной истории страны выглядит весомо, зримо, но не грубо. Детям нравится смотреть диафильмы, а родителям — ностальгировать. Пользуются популярностью кафе-музей с продуктами, о которых теперь говорят «натуральные, не то что…», конфеты, изготовленные по рецепту сорокалетней давности.

Примечательное здание

Большинство посетителей уходят с намерением рекомендовать друзьям посетить Музей революции. В Москве на Тверской им было хорошо: познавательно, никакой суеты и пошлости. Кстати, есть зал, где рассказывается о судьбе самого здания. Оно построено в XVIII веке. Довольно хорошо сохранилось снаружи и изнутри. Видывало разных владельцев и посетителей. Хозяином старой усадьбы был поэт, драматург Михаил Херасков (сохранились и более ранние сведения), который продал ее графу, генерал-майору Льву Разумовскому.

Основное строение (главный дом) возвели при Екатерине Великой (1777-1780 гг.). Позже известный среди архитекторов того времени Адам Менелас добавил дополнительные крылья. Вышла усадьба в стиле, характерном для зрелого классицизма. Вторжение армии Наполеона не пощадило красоту. Перестройку поручили архитектору Доменико Жилярди. К слову, есть еще один музей. На площади Революции (Москва) он распахивает двери всем, кому интересно узнать об Отечественной войне 1812 года. Но вернемся к теме. Когда Разумовский умер, вдова передала архитектурное наследие своему брату Николаю Вяземскому. Николай Григорьевич переуступил постройки Московскому Английскому клубу (1831). Вплоть до 1917 года там проводили светские тусовки мужчины дворянского происхождения. Одно время беспорядочно разросшиеся торговые постройки закрывали красивый фасад (приходилось блуждать в поисках входа).

Новая дворцовая жизнь

История Музея революции началась вскоре после пламенных событий Октября. Было решено формировать фонды материалов по русскому освободительному движению, всесторонне изучать накопленные сведения. В остаточном виде (на небольших площадях) клуб действовал еще в начале 1918 года. Но прошлое уступило место будущему. Новые указы, решения шли потоком. Самое первое распоряжением, которое выпустила Комиссия по охране памятников искусства и старины при Наркомпросе касалось сохранения архитектурного облика усадьбы, отданной под культурное заведение. Торговые точки, некогда вероломно выросшие перед дворцом, снесли. Фасад вновь блеснул величием.

По-иному «зазвучали» и залы Английского клуба: здесь теперь работал Музей старой Москвы. Первая выставка в учреждении имени революции открылась в ноябре 1922-го и называлась «Красная Москва». Бытописатель столицы Владимир Гиляровский рассказывал, что открытие состоялось в шесть вечера. Зажгли электричество. В залах, несколько лет стоявших без отопления, будто потеплело. Посетители нового образца были совершенно не похожи на прежних обитателей: в военных шинелях, кожаных куртках, пальто они деловито расхаживали по недавнему «царству праздности».

Иного нет у нас пути, в коммуне остановка

Народ с гордостью любовался красными флагами и грозным оружием восстания, развешанным по старинным мраморным стенам. Старую портретную украсили картинные изображения и фотографии героев «десяти дней, которые потрясли мир» (так охарактеризовал события американский журналист Джон Рид). Среди гостей были женщины (чего не могло быть в бытность Английского клуба).

Все радовались, что появился новый музей. Революции в выставочных витринах и тематических уголках было очень много: солдаты, матросы, рождение нового мира! Многие узнавали друг друга на боевых снимках. Собранные единицы хранения стали основой экспозиции Историко-революционного музея Москвы. В 1924 году учреждение стало Государственным музеем революции. Первый руководитель Сергей Мицкевич – известная личность. Русский революционер, мастер публицистического жанра, историк, профессор Московского университета. Организатор Московского рабочего союза.

Чем дальше в социализм

Музей революции в Москве широко освещал тематику массовых выступлений крестьян против дворянско-помещичьего государства (примечательно: их предводители Степан Разин и Емельян Пугачев родились в станице Зимовейской-на-Дону с разницей в сто лет). Можно было расширить личные познания о декабристском движении, народовольцах, разобраться в «дебрях» событий русских революций, гражданской войны. Это были самые старые экспозиции, которыми располагал Музей революции.

В Москве понимали: постепенно накапливающийся опыт строительства социализма нужно систематизировать, активно популяризировать. С 1927 года тематические рамки расширили. Десятки лет подряд мир развивающегося (а затем и развитого) социализма привлекал не только граждан Советского Союза, но и зарубежных гостей.

Подарок Репина

Отдельные государственные деятели, большие делегации из капиталистических, социалистических, развивающихся стран, писатели, художники, скульпторы, театральные деятели, «пролетарии всех стран» считали своим долгом посетить Музей революции. Некоторые гости приходили не с пустыми руками. Так экспозиция пополнилась пропитанными бунтарским духом картинами «9 января», «Красные похороны» и другие. Их подарил знаменитый живописец Илья Репин.

Любящие граждане СССР и дружественных стран несли дары вождю государства Иосифу Сталину. Многие из них отличались налетом идейности: телефон в виде Земного шара, телефонная трубка-молот, часы, украшенные маленьким золотым танком Т-34. Выставка подарков действовала с 39-го про 55-й годы XX века. Необычный ассортимент пользуется популярностью у зрителей и в наши дни. В 1941 году музей уже значился в безусловных лидерах среди подобных учреждений. Фонды насчитывали один миллион предметов. Открылись филиалы.

Поделились наработками

Великая Отечественная война (1941-1945) внесла крутые коррективы в научно-просветительскую деятельность, которую вел музей. Революции не произошло, просто львиная доля фондов уехала глубоко в тыл. Число сотрудников сократили почти в три раза. Но работа не останавливалась. В июле 41-го вниманию посетителей предлагалась выставка, повествующая о борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков. И головной центр, и филиалы встречали и провожали экскурсантов в течение всех военных лет.

Враг рвался к Москве. Музейщики противостояли ему доступным им способом: рассказывая людям о героизме советских воинов. Статистика посещений гласит: число посетителей за 1942 год – 423, 5 тыс. человек.

Функционировала экспозиция под открытым небом (пушки, минометы и другая техника Красной армии и вражеские трофеи). К обычному ритму работы вернулись в 1944-м. Произошло частичное перепрофилирование: материалы, отображающие особенности революционно-освободительного движения рассредоточили. Одни «ушли» в ГАУ (Главное архивное управление), другие – в Государственный исторический музей, известный в народе как Музей революции на Красной Площади, третьи – благодарно приняты Библиотекой иностранной литературы. Сам отправитель сосредоточился на изучении идейного течения, известного под названием русского социал-демократического. Еще нужно было разобраться в тонкостях развития, свойственных обществу справедливости, свободы и равенства.

Приблизились к объективности

Известно, что некогда часть достойных памяти имен находилась в опале: процветало преувеличение значения вклада Иосифа Джугашвили (Сталина) в достижения страны. В 1959 году, после знаменитого XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, венценосную личность развенчали. Экскурсионные тексты стали смелее, объективнее. Кто посещал учреждение в самом начале 1960-х, помнит: выставлялось огромное количество экспонатуры, рассказывающей о развитии здравоохранения, образования. Посетители узнавали, как в условиях роста промышленности охраняют окружающую среду, что происходит в отрасли «культура», во сколько раз увеличилось благосостояние советских граждан.

В 1968 году произошло еще одно переименование: на вывеске появилась надпись «Центральный музей революции СССР». В следующем году ему предоставили право проведения научных исследований. Высокий статус НИИ учреждению-хранителю наследия веков присвоили впервые. Солидный уровень деятельности оценивался наградами государственного уровня. Была открыта лаборатория музееведения (1984), приступившая к исследованиям истории музейного дела в Советском Союзе.

Есть ли жизнь вне идеологии?

Общественно-политические процессы страны образца середины 1980-х прервали «преемственность поколений». Новая трактовка прошлого, отступление от намеченного пути к коммунизму и другие современные веяния подтолкнули к отказу от идеологизации и пропаганды. Специальные хранилища были открыты для всеобщего обозрения.

В 1998 году Музей Революции кардинально перестроил экспозиции. ГЦМСИР стал крупным научно-методическим центром, принимающим делегатов тематических совещаний, проводящим научно-практические занятия. За расширением опыта сюда приезжают музейные работники из самых разных уголков страны. Все заинтересованные физические и юридические лица могут рассчитывать на получение методических рекомендаций, прохождение профессионального тренинга.

Источник

Оцените статью
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: