Музей Вадима Сидура. Экспонаты, фото, отзывы посетителей

Культура

В прошлом году отмечалось 90-летие со дня рождения Вадима Сидура, известного советского скульптора-нонконформиста и художника. Родился он на Украине, однако работал Вадим в России. Скульптуры его были установлены в Германии. А в российской столице действует единственный музей Вадима Сидура в стране (это здание, в котором раньше находилась его мастерская). В нем представлены работы этого мастера, резко контрастирующие с существовавшими в эпоху социалистического реализма канонами.

Кто такой Вадим Сидур?

Вадим Абрамович Сидур — не только скульптор, график и живописец. Он еще и философ, прозаик и поэт. Вадим Абрамович Сидур пробыл на войне только несколько месяцев, однако он говорил про себя, что его жизненный опыт состоит на 80% из военного.

В селе Латовка, которое находится в долине р. Ингулец, в 1944 году шли ожесточенные бои. Вадим Сидур оказался здесь. Когда он 18-летним младшим лейтенантом дошел до родного города, то уже увидел, что от дома, в котором он родился и вырос, ничего не осталось. На войне его чуть не убили. Однако Сидуру была дана вторая жизнь. В возрасте 19 лет Вадим стал инвалидом II группы. Он получил несколько боевых медалей, что, однако, мало утешало.

Лепить и рисовать Вадим любил с детства. Мечтал он, тем не менее, о карьере врача. Вадим Абрамович проучился год в Душанбинском мединституте, однако вскоре понял, что никогда не сможет притупить хоть немного свое сострадание к человеческой боли. В 21 год он приехал на очередную операцию в Москву и поступил в Строгановское училище на факультет монументальной скульптуры. Большинство творений скульптора обнажены и как будто беззащитны перед болью, бедой, окружающим миром.

Основание группы «ЛеСС»

С непродолжительным периодом хрущевской оттепели совпало участие Вадима в выставках «новой волны». Вместе с Николаем Силисом и Владимиром Лемпортом он основал группу «ЛеСС». Она получала выгодные заказы. Например, Варшавский дворец науки и культуры доверил ей скульптурное оформление. Вадим Сидур был принят в Союз художников. Ему предоставили мастерскую. Вадим Абрамович в 1961 году, после первого перенесенного инфаркта, чудом выжил. В 1962 году был осуществлен разгром известной в то время выставки в «Манеже».

Вадим Сидур не гнался за званиями, работал уединенно, никогда не примыкал ни к каким группам, кроме указанной выше. У него даже практически не было выставок на родине. Советские власти не признавали Сидура, который находился в положении изгоя. В 1986 году Вадим умер.

Открытие музея

Через 3 года после его смерти, в 1989 году, открылся музей Вадима Сидура в Москве. В 2011 году он вошел в состав «Манежа», музейно-выставочного объединения. Через год после этого музей Вадима Сидура был официально закрыт на ремонт. Однако работы не начинались — дальнейшая судьба его была неизвестна. Через некоторое время капитальный ремонт было решено отложить и сделать в кратчайшие сроки косметический, после чего к юбилею мастера открыть экспозицию.

Постоянная экспозиция получила название «В поисках человека». В творчестве скульптора одной из главных тем было пограничное состояние людей между жизнью и смертью.

Портрет Альберта Эйнштейна

Придя в музей Вадима Сидура, вы увидите много интересных работ, но об этой стоит сказать отдельно. Вадим Абрамович в 1970-х годах создал одно из наиболее знаменитых своих творений — портрет Альберта Эйнштейна. Он двуликий: с одной стороны мы видим величавое лицо творца, а с другой — это же лицо, однако искаженное ужасом от понимания того, что было содеяно им. Дело в том, что в августе 1939 г. Альберт Эйнштейн вместе со своими коллегами отправил письмо Рузвельту о необходимости активизировать деятельность, связанную с созданием атомной бомбы и обеспечением США ураном. Это означало начало атомного проекта.

Мастерскую Сидура в середине 80-х годов посетили физики из лаборатории, в которой работал в последние годы Эйнштейн. Увидев этот портрет, они были поражены тем, как можно передать столь современным пластичным языком удивительное портретное сходство и полное жизнеподобие. Сидур по просьбе ученых из Америки сделал гипсовую копию этого портрета. Он подарил ее Академии наук СССР, которая передала ее американцам. Скульптура была отлита из бронзы и установлена в Америке.

Портрет В. Л. Гинзбурга

В музее представлены и другие портреты, не менее замечательные. Один из них — Гинзбурга Виталия Лазаревича, нобелевского лауреата и друга скульптора. Рядом находится совместная фотография Гинзбурга, Вадима Сидура и портрета Виталия Лазаревича.

«Кричащие» скульптуры

В одной из статей, посвященных Сидуру, говорилось о том, что его работу отказались установить в парке Победы города Москвы, так как столице якобы не нужны скульптуры, которые «кричат». Однако иначе не мог Вадим Сидур. Скульптуры его отражали то, что было у него на душе и просилось наружу. Страшные впечатления после войны, которая порождает бесчисленные жертвы и бесконечные бедствия, не позволяли мастеру отмахнуться, перестать делиться с миром собственными размышлениями о судьбах всего человечества. Он не мог не предупреждать нас о возможных глобальных катастрофах. Именно поэтому мы видим в одних работах хрупкость и красоту окружающего мира, а в других показано на контрасте то, что может получиться в результате бездушного отношения людей к природе и насилия. Об этом просто не мог молчать Вадим Сидур. Скульптуры его из-за непримиримой социальной позиции не пользовались при жизни автора большой популярностью. Сегодня, к счастью, ситуация изменилась.

Гроб-арт

Сидура можно назвать художником-пророком. Его миссия — достучаться до каждого из нас, предупредить о том, что грядут новые войны, глобальные катастрофы и природные катаклизмы. Для этой цели он использует любой материал. В своем подвале в период застоя он создает гроб-арт. Это композиции, сделанные из деталей моторов автомобилей, канализационных труб и других отходов человеческой цивилизации.

Работы эти — предостережение живущих о том, что их бездушное отношение к окружающему миру приведет к тому, что гроб-арт восторжествует. Об этом кричат «Железные пророки», которые протягивают вверх свои руки-обрубки из металла, останки человеческих тел в работе «Поле экспериментов». Гроб-арт считается вершиной творчества Вадима Сидура. Это не просто объекты, сделанные из хлама, хранившегося много лет в мастерской Сидура. Это целая философия, главный тезис которой состоит в том, что каждый человек мог и не родиться, однако умереть должны все. Это откровенное, метафоричное, надрывное искусство. Сидур, играя с формой, стремится к тому, чтобы показать максимально достоверно саму суть человека.

Рисунки Сидура

Художник Вадим Сидур создал множество интересных произведений. В работах его — крик, боль, жалость, предостережение, но одновременно и любовь, нежность, сострадание. Эти чувства мы обнаруживаем в иллюстрациях мастера к романам И. Мераса о евреях, живущих в литовском гетто. Эти же чувства видятся во множестве его гравюр, акварелей, рисунков. Здесь, как и в скульптурах, варьируются вечные, библейские темы. Прекрасны как женщины в изображении мастера, так и мужчины. Многие работы, которые создал художник Вадим Сидур, эротичны. Вадим Абрамович покрыл красочной волшебной росписью стандартные стенные шкафы, которые стояли у него в его московской квартире. Перед нами предстают прекрасные нагие Адам и Ева. Они блаженствуют среди зелени, цветов, птиц, рыб и животных. В музее Сидура часто экспонируется часть этой росписи. Выставка получила название «Райская жизнь в коридоре». Библейская тематика в работах Сидура приобрела общечеловеческое, а не только лишь национальное звучание.

Судьба мастерской после смерти Сидура

А ведь все эти работы могла ожидать после смерти мастера печальная судьба. Дело в том, что художник арендовал подвальную мастерскую у МОСХа. Что стало бы с сотнями тяжелых и объемных произведений искусства, как удалось бы сохранить их, если бы не был продлен срок аренды? Сидур думал об этом до последних дней. Уже в больнице он написал стихи, полные беспокойства:

«Что с детьми будет моими
Когда я исчезну».

Безусловно, речь шла о скульптурах. После смерти наследникам пришлось бороться за сохранение мастерской. Борьба увенчалась успехом после того, как в 1987 году появилась статья В. Л. Гинзбурга «Скульптуры, которых мы не видим». Автор ее — близкий друг Вадима. Сегодня музей стал одним из самых заметных культурных центров Москвы. Здесь побывали тысячи людей, которые оставляли в книге отзывов взволнованные записи. Постоянно обновляется в наши дни экспозиция работ Вадима: экспонаты музея не уместились бы в нем все одновременно.

Музей сегодня

Музей Вадима Сидура — место, где представлены разные периоды его творчества: от реалистической пластики, характерной для середины 50-х годов, до авангардного гроб-арта и вышеупомянутых «Железных пророков», которым выделен зал.

После реконструкции Московский государственный музей Вадима Сидура обзавелся также лекционным залом/кинотеатром. Здесь проходят лекции и демонстрируются документальные фильмы. Также в музее имеется зона с роялем. Она предназначена для проведения поэтических вечеров и камерных концертов. Музей сегодня — это современное место. Здесь вы найдете и интересные работы мастера, и комфортное окружение, и множество образовательных программ.

Бывшая мастерская такого интересного скульптора, как Вадим Сидур, — музей — адрес имеет следующий: г. Москва, технический центр «Алмаз», ул. Новогиреевская, д. 37а.

Памятник, установленный неподалеку от музея

Недалеко от него установлен памятник воинам, погибшим в Афганистане. Эту работу сам Сидур называл «Памятник оставшимся без погребения». Открытие монумента состоялось в феврале 1992 года.

Источник

Оцените статью
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: