Музыка, застывшая в камне: причудливый узор на стенах арабских построек

Культура

Путешественники, возвращаясь из поездок в восточные страны, привозят не только сувениры и открытки, но и незабываемые впечатления. Многие, вернувшись, вспоминают затейливый и причудливый узор на стенах арабских построек, который завораживает и притягивает взгляд.

Сложные узоры, составленные из геометрических фигур, каллиграфических надписей и растительных орнаментов? хочется рассматривать, находя все новые интересные и не замеченные ранее детали. Дворцы и храмы, стены которых украшены мрамором и тесаным камнем, фигурным кирпичом и различными видами мозаик, инкрустациями и резным деревом, радуют глаз и заставляют задуматься о великом мастерстве художников и ремесленников, создавших такое великолепие.

Особенности культуры арабского мира

В арабских странах большая часть населения исповедует ислам, который довольно жестко регламентирует не только обыденную жизнь людей, но и вопросы искусства и культуры.

Согласно мусульманским религиозным канонам, ремесленник или художник может создать любой причудливый узор, но только при условии, что в нем не будет изображений Аллаха, людей и животных. По этой причине в арабских странах нет столь привычных для нас картин и скульптур. Однако подобный запрет подвиг архитекторов и художников на создание уникальных по красоте орнаментов, называемых арабесками. Причудливо и неожиданно сочетающиеся и переплетающиеся растительные орнаменты, стилизованная арабская вязь и геометрические узоры складывают яркий, изысканный и причудливый узор на стенах арабских построек, ритмично повторяющийся по всей поверхности.

На протяжении веков было создано множество сложнейших орнаментов, украшающих не только внешние стены строений, но и внутренние покои зданий, наносимых на мебель и ковры, оружие и украшения, керамику.

Что такое арабески?

Только в арабском искусстве мусульманских стран, под влиянием греческих римских и византийских образцов, появился особый, отличающийся богатством и декоративностью орнамент.

Арабские узоры имеют свои особенности в каждом из регионов, но все они подчинены общим принципам и законам построения. Арабеска – это сформировавшийся в исламской культуре новый тип узора, сочетающего в себе как яркую художественную фантазию, так и строгое математическое построение. Довольно часто в структуру такого орнамента включали и каллиграфически исполненные арабской вязью надписи, как правило, это цитаты из священных религиозных текстов.

Характерные черты

Ремесленники наносили арабески на пластины из мрамора или гипса, при этом окрашивая углубления на рисунке в синие или пурпурные цвета, а выпуклые участки покрывали позолотой. Подобные цветовые контрасты придавали выполненному рисунку яркость и живость. Затем украшенные пластины закреплялись снаружи или внутри зданий, создавая причудливый узор на стенах арабских построек. Довольно часто в структуру орнамента арабесок вводили надписи, которые могли быть выполнены только двумя канонизированными шрифтами:

— скорописным – «насхом»;

— прямоугольным каллиграфическим – куфическим.

Арабеска является воплощенным принципом ислама о «вечно продолжающейся ткани Вселенной» и дает художнику возможность покрыть сплошным и развивающимся узором поверхность практически любого очертания и размера. Подобные орнаменты базируются на умножении или повторении одного или нескольких фрагментов. При создании арабески, узоры могут быть продолжены либо остановлены в любой точке, без нарушения рисунка. В подобных орнаментах практически нет фона, так как один узор вносится в другой, покрывая поверхность.

Виды орнаментов

В искусстве мусульманских стран, в том числе и арабских, принято использовать два основных узора:

— геометрический «гирих»;

— растительный «ислими».

Кроме того, в арабские узоры довольно часто включались каллиграфические надписи. Гирих и ислими могут использоваться как самостоятельные орнаменты, так и взаимодополняющие.

Гирих

В переводе с арабского языка «гирих» означает «пучок, узел» и символизирует в исламе строение мира. Образуется он путем многократного наложения геометрических фигур и линий друг на друга.

Построение этого узора выполняется на особых сетках с помощью математических расчетов, линейки и циркуля. В его основе лежит круг, разделенный на правильные сегменты, при помощи которых выстраиваются многоугольник, квадрат или прямоугольник. Отдельные элементы растительного орнамента могли использоваться для наполнения фона геометрического узора.

Ислими

Рассматривая причудливый узор на стенах арабских построек довольно часто можно увидеть растительный орнамент, изображающий спиралевидную ветку, украшенную различными листьями и цветами – это и есть ислими.

В нем выделяют несколько подвидов:

  • простой – саде;
  • раздвоенный – хачалы;
  • миндалевидный – буталы;
  • плетеный – хорме.

Кроме ислими, гириха и каллиграфических надписей, в арабской орнаментике довольно часто встречаются и другие мотивы, такие, как треугольник, символизирующий «око Бога», квадрат – схематическое написание имени Аллах и символ Каабы, шестилучевая звезда – символизирующая 6 столпов веры, пятиугольник — символически отображающий пять столпов Ислама.

Источник

Оцените статью
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: