Олдувайская культура раннего каменного века

Культура

После проведенных на протяжении почти 30 лет раскопок ущелье Олдувай в Танзании в 1959 году стало одним из самых важных палеоантропологических объектов в мире. В 1979 году оно было признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ущелье 48 км в длину и 90 метров в глубину. Возраст останков человека умелого (Homo habilis) составляет около 2,1 миллиона лет. Там найдены останки более чем 60 гоминидов, к которым относятся наши предки.

Датировка и расположение

Олдувай – самая ранняя из типологических «культур» нижнего палеолита или раннего каменного века. В настоящее время самые ранние олдувайские, или олдованские поселения датируются примерно 2,6 млн лет и относятся к Гоне в Афарском регионе Эфиопии. Олдувайская культура прекратила свое существование около 1,6 млн лет назад, что совпадает с началом Ашельской культуры. Производство орудий, совпадающее по времени с Ашелем, судя по находкам, продолжалось еще несколько сотен тысяч лет после окончания Олдувая.

Тем не менее многочисленные исследователи не рассматривают этот период, который также носит название «развитый Олдувай», отдельно от Ашельской культуры. В строгом смысле с точки зрения археологии олдувайская культура ограничена Африкой, хотя в других частях Старого Света обнаружены каменные орудия, предшествовавшие Ашелю и имеющие такие же характерные черты. В частности, орудия олдувайского типа были найдены в Краснодарском крае, в Крыму и Молдове.

Первые исследования

Рассматривая кратко олдувайскую археологическую культуру, следует отметить следующее. Олдувай был впервые исследован Генрихом Рекком в начале 1910-х годов. Он установил основные стратиграфические рамки для будущих исследований. Тем не менее именно Луи Лики впервые признал значение археологических находок в Олдувае и установил культурную принадлежность каменных орудий Олдован как культурной последовательности.

Именно Лики представил это как новую типологическую культуру. Им также в 1950-е годы, когда появились радиометрические методы датирования, был установлен возраст культуры. Это оказало огромное влияние на изучение эволюции гоминидов в течение данного временного периода.

Характерные черты

Данная культура называется также галечной. При изготовлении орудий труда крупную гальку отбивали камнем-отбойником. Часто камень просто раскалывали пополам без дополнительной обработки. При использовании отбойника с одной стороны гальки сбивали несколько крупных чешуек. Кроме того, в этой культуре встречается еще несколько основных типов орудий: дискоиды, сфероиды и многогранники.

Эти орудия изготавливались похожим способом с использованием отбойника. Также вместе с орудиями были обнаружены многочисленные необработанные чешуйки или отбитые куски гальки. В этой культуре также редко встречаются обработанные чешуйки, такие как простые скребки и зубцы.

Многие археологи рассматривали Олдувай как примитивную версию позднего Ашеля. В этом отношении многие считали орудия из гальки базовой версией ашельского ручного топора. Кроме того, многие отметили, что Олдовай и Ашель очень похожи и отличаются главным образом наличием или отсутствием топоров. Эта проблема еще больше осложнилась после открытия многих мест, по времени совпадающих с Ашелем, но где при раскопках не были найдены каменные топоры.

Такие места часто приписывались развитому Олдуваю. В более поздних исследованиях такая точка зрения считалась более проблематичной из-за уменьшения значимости, придаваемой каменным топорам как типовым образцам Ашельской культуры.

Проблемы изучения

Первоначальное исследование Николаса Тота показало, что необработанные чешуйки на самом деле намного более острые, чем основные инструменты, такие как характерные отбойники. Это указывало на то, что фокусировка на основных инструментах была неуместна, и что реальным желаемым конечным продуктом были острые чешуйки, которые до этого считались отходами. Н. Тот предположил, что основные инструменты были, по сути, результатом конкретных действий, направленных на производство пригодных к употреблению чешуек, и поэтому не были специально разработаны.

Таким образом, производство орудий, которые определялись как типологическая основа олдувайской культуры, было на самом деле случайным результатом удаления острых чешуек. Это вызвало существенную критику типологии каменных орудий Олдувая, которая основывалась исключительно на основных инструментах. По этой причине текущие исследования, как правило, придают меньшее значение таким типологическим ярлыкам и больше фокусируются на выводах о поведении, связанном со спецификой хронологии.

Большинство ранних исследователей культуры Олдувая считали, что ее создателями были в основном охотники на крупных животных, и что это была эволюционная сила, которая вызвала не только развитие мозга, но, за счет когнитивной сложности, и развитие технологии производства каменных орудий труда. Более поздние исследователи, такие как Льюис Бинфорд, критиковали это положение. Но, несмотря на это, широко распространенным мнением по-прежнему остается то, что каменные орудия олдувайской культуры использовались в основном для разделки.

Существует множество видов гоминидов, присутствующих в Африке в период Олдувая, что значительно усложняет вопрос, кем были создатели этой культуры. Они включают поздних австралопитеков, Homo habilis (человека умелого) и Homo ergaster (человека работающего). Когда Лики обнаружил первый экземпляр Homo habilis в Олдувае, он сразу же предложил, что этот гоминид с большим мозгом относительно его известных предков и современников был первым создателем каменных инструментов.

Действительно, это остается наиболее распространенным мнением. Тем не менее также возможно, что поздние австралопитеки или даже ранние люди Homo ergaster были первыми, кто создавал олдувайские орудия. Крайне маловероятно, что в дальнейшем появятся какие-то однозначные доказательства в отношении этого вопроса.

Источник

Оцените статью
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: