Притча о совести. Мудрые и короткие притчи

Культура

В жизни каждого наступают моменты, когда хочется поразмышлять о смысле своего существования, важности отношений с людьми и главных человеческих ценностях. Тогда на помощь приходят короткие иносказательные рассказы, в которых заключено некое нравоучение. Они очень близки к басням. Как утверждал В. Даль, подобное поучение на примере — это особый литературный жанр эпоса — притча. На тему «совесть» существует огромное количество рассказов, но в этой статье мы поговорим о самых распространенных и значимых из них.

Ведическая притча

Самой древней считается индоарийская (ведийская) цивилизация, оставившая в наследство Веды, что на санскрите переводится как «мудрость». Если считать данную культуру фундаментальной основой существования общества, то логично начать с небольшого рассказа «Голос совести». Притча относится к ведическим и закладывает понимание самого термина «совесть».

Содержание

Однажды в поисках Истины путник добрался до отшельника, который, по мнению большинства, познал Бога. Он попросил открыть ему тайну. Отшельник ответил довольно просто: «Во всех нас есть высшее «Я». Если оно пробудилось, то мы являем милосердие ко всему сущему». Путник недоумевал, задаваясь вопросом, откуда же тогда на Земле столько ненависти и насилия? Как Бог может это допускать? «Человек и Господь связаны между собой внутренним сознанием, — сказал мудрец, — если слышать голос Совести, значит, жить по-божески, а если его оборвать, значит, идти против его воли. Нарушить порядок и гармонию в мире».

Искатель Истины задумался: «Получается, что тот, кто лишил другого жизни, не имеет вести, сообщенной Богом? Эта весть и есть Совесть?» Мудрец подтвердил мысль путника, который продолжал искать ответ на мучивший его вопрос: «А как же люди умудрились потерять Совесть?»

Ответ отшельника не заставил себя ждать: «Высшее «Я» легко в себе заглушить, прервав связь с Богом. Этому способствуют алкоголь, табак и убитая пища. Но покаяние, посты и молитвы, общение со святыми помогут вернуть голос Совести. К сожалению, другого способа нет».

Буддийская притча

Очень часто можно встретить притчи про совесть и раскаяние, которые идут вместе рука об руку. Если человек нарушает божью весть, то это не значит, что он не испытывает нравственных мук. В религиозно-философском учении, возникшем на территории Индии задолго до новой эры, оба понятия являются ключевыми. Буддийская притча о совести основана на теории, что каждое живое существо имеет не одну жизнь. Всякий раз оно перерождается в новое в зависимости от того, как, например, человек вел себя в предыдущей.

Содержание иносказания

Как-то встретились на лесной тропинке волк и олень. И стали они спорить. Олень попытался убедить хищника, что тот портит свою карму, поедая живых существ. Сам же олень питается травой, и такая добродетельная жизнь приведет его на вершину блаженства. При этом парнокопытное животное не сознавало, что вместе с травой поглощает мелких насекомых и не испытывает раскаяния. После смерти его ожидало плохое перерождение.

Волк же действовал из естественной необходимости и при этом всегда переживал о содеянном. Именно он и очутился на вершине блаженства.

Притча про совесть для детей

Иносказательные рассказы несут важный воспитательный аспект, поэтому необходимо подобрать тот, который подойдет детям. Будет не только интересным и познавательным, но и заставит размышлять, совершать обдуманные поступки. Предлагаемая притча о совести полностью соответствует этим требованиям.

Учитель как-то обратился к своим ученикам: «Я беден, стар и слаб. Я учу вас много лет, поэтому вы должны найти средства, на которые я мог бы жить».

Ученики озадачились, ведь они понимали, что невозможно ждать помощи от жителей города, слишком скупы были те. Но учитель продолжал: «Я не призываю просить, нужно просто пойти и взять!» — «Как? Украсть, стать ворами?» — «А разве это грех? И разве ваш учитель не заслуживает лучшей доли?» — «Но нас же поймают!» — «А вы сделайте так, чтобы никто не увидел».

Все загалдели и начали обсуждать возможности добычи денег. И тут юноша, стоявший в сторонке и не принимавший участия в разговоре, вдруг громко сказал: «Прости, учитель! Но то, что вы просите, нельзя исполнить!» — «Почему?» — «На Земле нет такого местечка, где бы нас никто не увидел. Даже если никого нет рядом, есть я сам. Тот, который видит все. И лучше уж ходить по миру с нищенской сумой, чем наблюдать, как я краду у людей».

От сказанных слов лицо учителя просияло. Он подошел и крепко обнял своего ученика.

Пример короткой и очень мудрой притчи

Всем известно, что совесть ест человека. Она не дает ему покоя, если он совершил неправедный поступок. Так нужна ли она?

Человеку посоветовали заглянуть внутрь себя. Исполнив совет, он ужаснулся. Внутри оказалась целая груда мусора. «Разгреби!»- проговорил чей-то голос. Человек удивился: «Для чего?» — «А вдруг отыщется совесть?» — ответили ему. «И что же мне с ней прикажете делать?» — удивленно воскликнул человек.

Как родилась на свет совесть?

Любопытно, что есть иносказание и на этот счет. Полностью оно опубликовано в книге А. Новых «Сэнсэй. Исконный Шамбалы». А мы приведем краткое его изложение.

Это случилось в далекие-далекие времена. Появилась Совесть в ночной тишине. В это время все живое начинает размышлять после дневной жизни и шума. Совесть была прекрасна: ее глаза отражали огонь далеких созвездий, а лицо было украшено лунным сиянием. Она сразу же отправилась к людям, но днем все отмахивались от нее, ссылаясь на дела. Зато по ночам Совесть беспрепятственно входила в любой дом и дотрагивалась до руки спящего. Тот мгновенно открывал глаза и спрашивал:

— Совесть, чего тебе нужно?
— А что за день ты сделал не так?
— Да ничего такого!
— А если подумать?

Совесть не слушала ответ, а шла дальше, но человек уже не мог уснуть, ворочаясь с боку на бок и вспоминая все свои дневные события. Вскоре все люди провинции стали страдать от бессонницы и обратились за советом к премудрому Ли-Хан-Дзу. Они считали его таковым, потому что было у него больше всех земель и денег. Но тот и сам страдал от визитов Совести и уже подумывал, а не раздать ли ему все свое богатство бедным?

Тогда люди устремились к А-Пу-О, живущему в Нанкине. Все знали, что даже китайские правители пользовались его мудрыми советами. Тот выслушал измученных бессонницей людей и сказал:

— Перестанет Совесть приходить тогда, когда вам не придется размышлять о том, что вы делали не так днем. Для этого надо на свитках написать законы и поступать строго в соответствии с ними. Мандарины выучат текст наизусть, а остальной люд будет обращаться к ним с вопросами, что надо делать в том или ином случае. Спросит Совесть: «А что за день ты сделал не так?» — а у человека уж ответ готов: «Все строго по свиткам».

Окончание притчи

Стали люди жить по законам и щедро платить мандаринам за советы из свитков. Их больше Совесть не беспокоила. Только бедные теперь страдали бессонницей, ибо нечем им было благодарить мандаринов.

Тогда решила Совесть навестить самого А-Пу-О. Но тот лишь раскричался в ночи:

— Зачем пришла, воровка? В законе сказано: если ночью кто-либо входит в дом без спроса, значит, он вор. А еще ты развратница, ибо явилась к постороннему мужчине.

Но Совесть отрицала, что явилась с целью кражи и является целомудренной.

— Но тогда ты просто не исполняешь законов, а это также карается тюрьмой. Эй, слуги! Наденьте на нее колодки и посадите в темницу.

Так и живут теперь люди, без Совести, но по законам А-Пу-О и мандаринов. Как было в далекие-далекие времена. И каково это, каждый решает сам, лишь только спускается на землю темнота и все живое пускается в раздумья.

О совести подлеца и праведника

Примеры совести праведного и подлого человека можно также найти в притче. Ее мы приведем в несколько сокращенном варианте.

Встретила Совесть подлеца свою подругу. Той посчастливилось жить с праведником. Спрашивает ее подруга:

— Как живешь?
— Это не жизнь, только мучаюсь! Совсем нет стыда у моего человека. Бесчувственный. И никто ему, кроме себя, любимого, не нужен.
— А пробовала до его сердца достучаться?
— Да столько раз книги ему нравственные подкладывала и с людьми хорошими знакомила, а он только тщеславие свое развивает. Стыдно слышать постоянно: «Совсем Совесть потерял!»
— Отлично, я тут кое-что придумала, — сказала подруга.

Пошептались они между собой, а на следующее утро Подлец проснулся, как всегда, не в настроении и подумал: «Ну как же мне уже жена надоела за столько лет!» — «Вот как! — воскликнула жена. — И чем же я тебе надоела?»

— Разве я произнес что-то вслух? Как эта старуха догадалась, о чем я подумал?
— Кто тут старуха?

Подлец опешил, у него не на шутку разболелась голова, и он решил отпроситься с работы. Позвонил начальству:

— Доброе утро! — начал он елейным голосом, а про себя подумал:» Старый козел! Когда уже его на пенсию проводят!»
— Что вы себе позволяете? — крикнул начальник на другом конце провода. — Если я козел, то вы… уволены!

Как подлец стал другим

Только к концу дня Подлец понял, что его мысли невероятным образом становятся известны собеседникам. От него отворачивались все, кто прежде и не догадывался о его темной стороне души. Теперь в ответ он слышал только одно: «Где же совесть твоя?» В полном отчаянии он понял, что надо научиться как-то по-другому мыслить, но не знал, как. И в этот самый миг раздался тихий голосок:

— Я твоя совесть, я здесь. Ты никогда раньше не слышал меня, потому что твое сердце не знало, что такое настоящая боль. Познав ее, ты стал способен расслышать мой голос.
— Скажи, как мне научиться жить по-новому, по совести?
— Желай людям только хорошее! Когда ты ощутишь на себе то, что раньше желал другим, изменишься сам.

Ставший изгоем подлец познал унижения, человеческое коварство и потери. Ему пришлось вновь учиться жалеть и сострадать, помогать и отдавать. Незаметно он превращался в доброжелательного, терпеливого и праведного человека. Так заканчивается притча о совести.

О покаянии

Невозможно в одной статье пересказать все притчи на предлагаемую тему, поэтому приведены лишь отдельные примеры. Совести, нравственной ответственности перед другими людьми, всегда сопутствует покаяние. Поэтому в заключение будет правильно поговорить именно об этом. Итак, притча о совести и покаянии.

Упал случайно человек в пропасть. Израненный, он лежит и не может выбраться. Попытались друзья ему помочь, да сами чуть вниз не свалились. Пришло на помощь милосердие. Спустило лестницу, да только не достает та до лежащего человека. Подоспели дела добрые, которые он в жизни сотворил, бросили веревку. Опять не хватает немного до дна пропасти. Попробовали помочь и деньги, власть, слава, но тщетно…

Последним пришло покаяние. Стоило протянуть ему руку, как вылез человек из пропасти. «Как же тебе удалось?» — воскликнули остальные. Но покаяния уже не было рядом. Оно устремилось на помощь другим, ибо часто только оно способно помочь, людям, у которых есть совесть.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: