Пустынь Троице-Сергиева: фото, архитектура. Как выглядит Троице-Сергиева пустынь?

Выдающийся памятник отечественной истории – Троице-Сергиева пустынь (русское узорчатое зодчество) — сегодня охраняется государством. Однако обители пришлось пережить трудные времена, в результате которых часть построек была безвозвратно утрачена. Сегодня не каждый житель России знает, как выглядит Троице-Сергиева пустынь. Это настоящее достояние русской культуры, и оно заслуживает того, чтобы о нем знал каждый россиянин.

Основание монастыря

В 1734 году российская императрица Анна Иоанновна решила передать земли в 10 верстах от Петербурга, на которых ранее размещалась приморская дача герцогини Мекленбург-Шверинской, старшей сестры императрицы, своему духовнику. Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Варлаам хотел уединиться, именно для такого убежища и была предназначена новая земля. Так появилась пустынь Троице-Сергиева, по имени обители, в которой раньше служил Варлаам. Слово «пустынь» означало «место уединения, отшельничества», позже «монастырь». Варлаам получил также разрешение перевезти в новую обитель небольшую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы из поместья царицы Прасковьи Федоровны. Она стала первым храмом монастыря, который освятили в честь преподобного Сергия Радонежского 2 мая 1735 года. Пустынь, благодаря авторитету настоятеля, быстро приобретает известность, ее вес в религиозной жизни Петербурга быстро увеличивается, но еще 30 лет обитель остается маленьким уединенным местом недалеко от Финского залива.

Годы расцвета

При Елизавете Петровне пустынь Троице-Сергиева приобретает новый статус. Императрица решила создать на основе обители «идеальный» монастырь и предпринимает целый ряд действий для этого. Дочь Петра Первого очень любила строить, в ее правление Петербург обрел немало достойных сооружений: Зимний дворец, собор Смольного монастыря, Большой Петергофский дворец, Царскосельский большой дворец.

Решив преобразить Троице-Сергиеву пустынь, к которой она испытывала особые чувства: в покоях настоятеля монастыря она дожидалась исхода судьбоносного государственного переворота и здесь состоялась первая служба в честь счастливого завершения этого события, Елизавета Петровна начинает со строительства. Императрица заказывает архитектору П.А. Трезини проект Свято-Троицкого собора. Зодчий берет за основу первоначальный вариант проекта Смольного монастыря Растрелли и создает новый образ будущего храма.

В 1756 году собор начинают возводить, после этого строят в 1758 году церковь Преподобного Сергия Радонежского, возводятся каменные кельи для монахов, сторожевые башни и стены. В 1764 году Троице-Сергиева пустынь в Стрельне получает самостоятельность, она больше не подчиняется Троице-Сергиевой лавре, во главе обители встает собственный архимандрит. Но Елизавета уже не увидела этого преобразования любимой пустыни, для которой наступает не самый успешный период. Должность архимандрита часто занимают новые лица, которые просто не успевают сделать что-то серьезное для развития пустыни.

Только в 1834 году начинается период настоящего расцвета Троице-Сергиевой пустыни. Во главе обители встает очень интересный человек – Игнатий Брянчанинов, блестящий выпускник Инженерного училища, сильный поэт, дворянин, который отказался от увлекательной светской жизни и отдал свои силы во имя процветания монастыря. Николай Первый дал ему завет — сделать из Троице-Сергиевой пустыни образец всех монастырей. Двадцать лет настоятель стремился к этой цели, и очень многое ему удалось.

Одним из частых гостей обители стал сам император, который нередко просил совета и благословения у архимандрита. Игнатий установил довольно строгие порядки в монастыре, создав канон по типу Оптиной пустыни. Его преемник Игнатий Малышев следующие 40 лет продолжал дело по развитию и укреплению обители. В этот период Троице-Сергиева пустынь, фото которой сегодня передают лишь часть ее величия, застраивается новыми сооружениями: храмы, жилые корпуса, хозяйственные постройки, библиотека, которая насчитывала более 6000 книг. Монастырь становится настоящим небольшим городом, в нем открылись несколько школ, инвалидный дом, больница для бедных людей, гостиница. К ней присоединили участок в 50 десятин, на котором монахи выращивали зерновые культуры, овощи. Троице-Сергиева пустынь становится престижным и авторитетным местом, сюда приезжает молиться знать, на ее кладбище покоилось немало известных и именитых людей.

Последний настоятель обители Сергий был духовником великих князей Дмитрия и Константина Романовых. До революции обитель играла важную духовную роль в жизни государства, была заметным культурным и хозяйственным центром.

Годы утрат

Все изменилось после революции. В 1919 году монастырь Троице-Сергиева пустынь был закрыт, хотя службы еще некоторое время продолжались. Основную часть монахов отправили в ссылку, часть осталась в местной трудовой коммуне. Имущество обители было разграблено, в 1921 году большевики показательно расстреляли настоятеля Сергия. В 1931 году здесь открывают военную школу переподготовки. В годы войны постройки обители сильно пострадали при артобстрелах. Но самое страшное начинается в 60-х годах. В 1962 году Троицкий собор перестали считать памятником и снесли. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы взорвали в 1964 году, в разгар хрущевской антирелигиозной кампании. В 1968 году уничтожается церковь Воскресения Христова.

Монастырь сегодня

В 1993 году Троице-Сергиева пустынь, фото которой в это время представляли жалкое зрелище, была передана православной церкви. Медленно начались восстановительные работы, в обители вновь поселились монахи. В храме Сергия Радонежского ведутся регулярные богослужения, восстанавливается разрушенное кладбище, ведутся реставрационные работы в сохранившихся постройках. Монахи мечтают когда-нибудь восстановить утраченное, но пока до этого не дошли руки, работы в монастыре еще очень много. Но все-таки Троице-Сергиева пустынь, архитектура которой частично сохранилась и сегодня поражает мастерством и талантом зодчих, радует глаз посетителя своими сооружениями.

Архитектурный комплекс

Архитектурный стиль пустыни можно определить как традиционное русское узорное зодчество. В постройках обители сочетаются устоявшиеся архитектурные каноны с новаторскими идеями. При создании монастыря были использованы классические планировочные схемы, когда центром композиции становится главный храм и площадь, прилегающая к нему, а уже вокруг размещаются остальные сооружения. Основная застройка территории происходит во второй половине 19 века. Здесь можно увидеть элементы эклектики, которая была актуальна для русской и европейской архитектуры того времени. Также для зданий монастыря характерно наличие русских мотивов.

Троице-Сергиева пустынь, узорчатое зодчество которой стало примером использования национальных мотивов в храмовой архитектуре, строилась как русский монастырь, об этом должны были говорить облики соборов и всех построек. Окончательный облик обители сформировался к последней четверти 19 века, в комплекс входило более 10 обрядовых сооружений и несколько построек различного назначения. Здесь работали многие известные архитекторы. П. Трезини создал проект Троицкого собора и планировочный проект застройки территории, Луиджи Руска построил Инвалидный дом, А.М. Горностаев возвел Покровскую и Спасскую часовни, работал над проектами церквей Покрова и Григория Богослова, по проекту Растрелли сооружали монашеские кельи. Большое значение имело монастырское кладбище, на котором покоятся многие известные сыны России, сегодня постепенно восстанавливается его исторический облик.

Храм преподобного Сергия

Пустынь Троице-Сергиева строилась изначально вокруг храма Преподобного Сергия Радонежского. Первый храм был деревянным, его перевезли из Петербурга. В конце 18 века на его месте возводят первый каменный собор, который в 1854 году еще раз значительно перестраивается. Архитектор Горностаев строит церковь в византийском стиле, с пятью главами и двумя приделами: Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных и мученицы Зинаиды с могилами князей Юсуповых. Большой двухэтажный храм вмещает до 2 тысяч человек, он украшен окнами с витражами в романском стиле. Иконостас украшен драгоценными и полудрагоценными камнями, мозаичный пол сделан по эскизам архитектора. Собор пережил все трудные времена и сегодня продолжает действовать.

Архитектура Троицкого монастыря

Троицкий монастырь стал сердцем обители. Он был заложен в 1756 году, работами руководил архитектор П. Трезини. Пятиглавый собор из камня был возведен за 4 года. Храм поражал богатым внутренним убранством: лепнина, фрески и росписи, очень много света – все это создавало ощущение праздничности. Небольшой храм, вместимостью 600 человек, поражал роскошным видом. В нем Трезини воплотил лучшее из барочной архитектуры. Множество деталей, лепнины, пять свободно расставленных куполов с колоннами делали храм парадным и роскошным. Он стал эталоном для сооружения церквей по всей России на целых 20 лет.

Храм св. мученика Валериана

Пустынь Троице-Сергиева была последним пристанищем многих великих людей, одним из них стал граф Валериан Зубов, выдающийся полководец, покоритель Дербента. На месте его упокоения был построен двухэтажный храм с портиком в стиле ампир. Здание имеет необычную форму ротонды, в которой размещается полукруглый иконостас. Здание составляет единый комплекс с Инвалидным домом. До сегодняшнего дня сооружение сохранилось, но в сильно искаженном виде из-за перестроек в 40-х годах 20 века, когда здесь размещалась трудовая колония.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Пустынь застраивалась благодаря известным заказчикам, так храм Покрова Пресвятой Богородицы стал постройкой, заказанной князем Кочубеем в честь своей умершей жены. Проект собора создавал Р. Кузьмин, в 1859-1863 годах был переделан и достроен Гаральдом Боссе. Небольшой, но очень высокий храм был выдержан в стиле ренессанс, формировал исторический облик обители. Здание было облицовано серым камнем из Шотландии и очень напоминало флорентийские соборы. Церковь была уничтожена в 1964 году.

Григорьевский храм

Церковь Святителя Григория Богослова была построена в 1855-1857 годах по проекту придворного архитектора Александра Второго А.М. Штакеншнейдера. Она выдержана в русско-византийском стиле и представляет собой небольшое помещение с двухъярусным иконостасом, написанном на золотом фоне, и белым мраморным спуском в усыпальницу графа Г. Кушелева. Троице-Сергиева пустынь сегодня работает над реставрацией внутреннего убранства храма, который сохранился в переделанном виде, но не действует.

Храм Воскресения Христова

Петербургский монастырь Троице-Сергиева пустынь всегда был воплощением русского духа. Самой «русской» постройкой можно назвать шатровую церковь во имя Воскресения Христова. Она строилась в 1877-1880 годах по проекту А. Парланду, знаменитого автора Собора Спаса на Крови в Петербурге. Фасады из разноцветного кирпича, витражные окна, барельефы с фигурами русских святых – все это делало Воскресенский собор похожим на красивую игрушку. Внутреннее убранство из серебра, порфира, бронзы также поражало великолепием. В 1968 году церковь была взорвана.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: