Стихотворные размеры и их значение. Ямб, хорей и другие…

Культура

Россия — страна, богатая поэтами. Творческие люди рождались и писали в ней во все времена, кто-то из них получал признание еще при жизни, кто-то — лишь после смерти, кто-то так и остался безызвестным… это не столь важно. Важнее то, что все они творили во имя прекрасного.

Наверно, в глубине души каждый человек — хоть немножко, но поэт. Мало кто за всю свою жизнь не срифмовал хотя бы пару строк. Но много ли мы все знаем о поэтике родного языка? К сожалению, нет. Даже люди, пишущие серьезно, каждый день, редко изучают теорию поэзии, ограничиваясь знанием грамматики и стилистики, а зря — ведь и теория весьма интересна.

Итак, в поэтику русского языка Ломоносовым и Тредиаковским было введено силлабо-тоническое стихосложение. Если разбирать его основы коротко, то можно сказать, силлабическая система стихосложения подразумевает наличие рифмы, а тоническая придает большое значение количеству и порядку ударений в строке.

Именно поэтому в русской поэзии почти не встречаются белые стихи и имеют место стихотворные размеры.

С тремя простейшими стихотворными размерами все мы знакомимся еще в школе — ямб, хорей и амфибрахий знакомы всем, кто окончил девять классов. Разумеется, это далеко не все существующие стихотворные размеры, но они наиболее популярны.

Все такие размеры делятся на группы в зависимости от порядка чередования безударных и ударных слогов. Так, существуют двухсложные, трехсложные, четырех- и пятисложные стихотворные размеры.

К двухсложным относятся ямб и хорей. Различаются они очень просто. Если в стихотворной строке ударение падает на первый (или на каждый нечетный) слог — то произведение написано стихотворным размером под названием хорей. Ямб же отличается ударением на второй или каждый четный слог.

Двухсложные размеры чрезвычайно распространены благодаря своей простоте и ритмичности. Однако нельзя забывать, что примерно в одно и то же время изучается три, а не два размера — ямб, хорей и амфибрахий.

Амфибрахий относится к группе трехсложных размеров, включающих, помимо него, еще два — анапест и дактиль. Они не менее популярны, чем двухсложные, и позволяют создавать более сложные произведения.

Как можно понять из названия, в трехсложных размерах выделяют три слога, из которых ударным является только один. Для амфибрахия это второй слог, для дактиля — первый, а для анапеста — последний, третий. Понятно, что в начале изучения размеров запомнить их сложно, но можно упростить себе задачу, проведя цепь ассоциаций. Амфибрахий — ударение на второй слог — похож на ямб. Хорей близок к дактилю — под ударением первый слог. А анапест не похож ни на что, поэтому он последний, как и ударный слог в нем.

Для того чтобы запоминать все эти пять стихотворных размеров — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест — было бы интереснее, можно изучать творчество знаменитых русских поэтов, использовавших их. А читая творения этих великих людей можно не только получать удовольствия и улучшать свою речь, но и учиться писать хорошие стихи самостоятельно.

Итак, амфибрахий и дактиль можно найти в творчестве Лермонтова. Особенно ярко выражены эти размеры в его стихотворениях «Тучи» и «На севере диком стоит одиноко».

Как могли заметить любители русской классики, Пушкину свойственны более короткие и простые стихотворные строки. Наиболее часто используемые им размеры — ямб, хорей.

Анапест же используется Александром Блоком. Ярким примером является его знаменитое произведение «К музе».

Конечно, нельзя забывать и о четырех- и пятисложных стихотворных размерах. К первым относятся пеоны — в них ударным является лишь один слог из четырех, в зависимости от расположения которого к названию размера прибавляется числительное (№1, 2, 3, 4).

К пятисложным размерам относятся пять пентонов (один ударный слог на четыре безударных), номер которых определяется так же, как и у пеонов.

Источник

Оцените статью
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: