Традиции Поднебесной: китайские костюмы и их история

Культура

Китайские костюмы, иначе называемые «ханьфу», весьма своеобразны, как и культура самой страны. Они отличаются не только от привычной в Европе одежды, но и от азиатских аналогов, пусть и чуть более близких «по духу».

За всё время существования Поднебесной на её территории сформировалось примерно 56 этнических групп, каждая из которых имеет свои традиции и, конечно же, стили одежды.

По сути, китайский костюм является цельным образом, сформированным из отдельных элементов нарядов различных этносов.

История появления

Само по себе возникновение традиционной одежды произошло очень давно, чуть более чем за две тысячи лет до н. э., когда население Поднебесной научилось изготавливать различные ткани из шелка, конопли и хлопка.

Характерной особенностью одеяний был покрой, единый для всех сословий, и отличались китайские костюмы, по сути, лишь качеством материала, изысканностью узоров и прочим «декором». При этом большая часть торжественных элементов развивалась из повседневных платьев, что-то же, напротив, теряло свою статусность и переходило во всеобщее использование.

История китайского костюма, являвшегося прототипом нынешнего, началась после Синьхайской революции 1911 года, свергшей династию Цинь. Из обихода ушли официальные одежды высоких и средних сословий, декор которых имел символическое и иерархическое значение. Следом канула в Лету и традиционная женская юбка, сделав наряды китаянок мало отличимыми от мужских.

Все традиционные китайские костюмы распашные и делятся на два типа по конструктивным особенностям. Сегодня «ханьфу» надевают лишь на торжественные мероприятия, однако в Поднебесной появились общины, возрождающие этот вид одежды.

Типы костюмов

Наиболее распространённый тип называют «кимоно». Его характерная особенность состоит в довольно простом крое: полочки и спину изготавливают из двух полотен одной длины, со сгибом в районе плечевой линии. Отличить кимоно от другой одежды позволяют центральный шов на спине и отсутствие продольных на плечах, а также скругленные вырезы чуть ниже подмышек.

У одежды этого типа расклешён боковой шов или присутствуют дополнительные клинья, делающие её более просторной. Ещё одной узнаваемой чертой является круглый вырез ворота и стоячий воротник, высота которого зависит от модных тенденций.

Обычно края воротника, рукавов и подола отделывают шелковой тесьмой.

Второй тип подобной одежды практически не отличается от первого, за исключением наличия продольных швов на плечевой линии.

При этом китайский народный костюм любого типа может обладать как симметричным, так и асимметричным кроем, т. е. борта полочек либо сходятся встык, либо ложатся внахлест. При этом имеются также застёжки, удерживающие полу и располагающиеся справа у основания шеи.

Поясная одежда (верхние и нижние штаны) не отличается покроем. Он всегда прямой и без карманов, штанины широкие и соединяются под углом более 90 градусов. Надетые на человека, такие шаровары могут доходить до подмышек из-за дополнительной полосы ткани — пояса, пришиваемого на уровне талии.

Плечевые и поясные элементы костюма различаются по сезонным разновидностям: летняя не имеет подкладки, в отличие от осенне-весенней, зимняя же и вовсе шьётся на стёганой вате.

Значение цветов

У разных народов мира значение цветов принято толковать по-разному, и Поднебесная не исключение. Более того, при правлении династии Чжоу китайский народный костюм показывал социальный статус своего владельца шириной рукавов, длиной одеяния и украшениями.

В то время цветовая гамма платья регламентировалась занимаемым чином. Так, например, императорская семья одевалась в жёлтое, матёрые воины — в красное и белое, а молодые носили голубое. Сановникам же предназначались костюмы коричневого цвета.

Значение оттенков сохранилось до сегодняшнего дня. Так, красный обозначает торжество и успех, его относят к стихии огня; жёлтый — элемент земли, плодородия и преуспевания; голубой более связывали с природой, мудростью и непредсказуемостью ветра, белый ассоциировался с холодом и металлом, потому означал смерть и траур, а коричневый цвет говорил о смирении и покорности носящего его.

Символизм узоров

Женские китайские костюмы отличались от мужских наличием искусных узоров с глубоким значением. Наиболее популярными были изображения персика (долголетие), орхидеи (знания) и пиона (богатство).

Вышивка с цветами также символизировала времена года: сливовые — зима, пион — начало весны, лотос — лето и хризантема — осень. Такая трактовка орнаментов сохранилась до настоящего момента, хотя здесь она приведена не полностью, как и перечень возможных узоров.

Источник

Оцените статью
Рубаи и Литература Мира
%d такие блоггеры, как: