Виды мифов: героические, культовые. Создание мифов

Культура

Мифология – очень интересное культорологическое явление. Значение мифов в современной культуре сложно переоценить, ведь на их основе возникали произведения искусства, литературы, базировались философские учения. Уникальность этого явления заключается и в том, что оно прошло через тысячелетия, сохранившись в памяти поколений. Рассмотрим определение мифа, разберем подробно их виды, а также внесем ясность, чем миф отличается от сказки и легенды.

Миф: определение, свойства, возникновение

Наши далекие предки пытались объяснить всевозможные природные явления, свое место в мире, возникновение Вселенной и ее возможную кончину. Ведь у них не было научных знаний, они не знали физики, астрономии или антропологии. Так и происходило создание мифов. Постепенно, с развитием науки, интерес к мифам ослаб, однако они передавались из уст в уста и таким образом дошли до современности. Это явление – настоящая летопись человеческих знаний и представлений.

Ошибочно полагать, что мифотворчество – прерогатива древних людей. Это не так: и в современности мы встречаемся с этим явлением. В жизни человека до сих пор существует нечто ирреальное, фантастическое. Это и объясняется современными мифами.

В вопросе, чем миф отличается от сказки, следует руководствоваться функциями этих явлений. Сказка призвана научить, воспитать, может, даже развлечь. Совсем другое дело миф, который имеет целью объяснить суть вещей. Ближе всего к нему исследователи ставят волшебные сказки, где природные стихии помогают героям.

Еще более полярные понятия – мифы и легенды. Последние – отражение определенного исторического события, которое всегда воспринимается как реально существующее. Мифы и легенды, и сказки создавал народ.

Космогонические мифы

Содержание таких историй разнообразно, ведь они затрагивают все стороны жизни человека. Поэтому выделяют основные виды мифов в зависимости от того, о чем они говорят. Кроме того, есть те, которые создавались до начала всяких знаний а доклассовом обществе, а есть такие, которые нашли свое отражение в культуре цивилизации.

Космогонический – первый миф любой системы. Здесь говорится о том, как был создан мир. Как правило, творению предшествует хаос (древняя Греция), разрозненность, отсутствие порядка (древний Египет), власть огня и воды (мифология скандинавов) или земли и неба в мировом яйце (мифология древней Индии).

Все космогонические мифы мира объединяет один сюжет: создание системы миропорядка вокруг определенной оси. Это может быть дерево – мировой ясень, как у древних скандинавов, или светила для управления ночью и днем в иудейской традиции. Также «порядок из хаоса» может сотворить брачный союз. Так, в мифологии древней Греции – это Уран и Гея, а в Полинезии – Папа и Ранги. Примечательно, что толчок всему этому действу дает верховное божество: Вишну, Бог.

Далее эти виды мифов описывают создание первых людей и отход от дел верховного божества с передачей прав владения творением в руки созданий.

Антропогонические мифы

Близко по тематике к космогоническим примыкают мифы антропогогические. Некоторые ученые не выделяют их в отдельную группу, а считают составной частью сказаний о возникновении Вселенной. Они повествуют о происхождении человека или супружеской пары. Возникновение первых людей может быть различным. Обобщив мифы мира, придем к выводу, что происходит человек следующими путями:

  • Из тотемных животных – этому учат самые древние мифологии, например, австралийская.
  • Из дерева и глины (первое фигурирует в древнескандинавской мифологии, второе — у египтян, аккадцев, обских угров).

  • Путем перемещения из низшего мира на землю (у шумеров, народов Тропической Африки).
  • Оживление людей, наделение их душой (это, как правило, прерогатива мифологий, где присутствуют два противоборствующих божества одно, «злое», сделано неспособным создать настоящего человека, и только верховное божество дает душу и жизнь). Как пример, можно привести христианскую мифологию и обско-угорскую.
  • Астральные, солярные и лунарные мифы

    К космогоническим близки виды мифов, рассказывающие о происхождении звезд и планет – астральные. Именно на них основана астрология, которая существует до сих пор. С точки зрения древних созвездия – это трансформированные животные, растения и даже люди (например, охотник). Интересно толкование Млечного Пути в различных мифологиях. Чаще всего это связь между мирами. Древние греки ассоциировали его с молоком Геры, вавилоняне представляли его веревками, удерживающими Землю во Вселенной.

    Нашим далеким предкам было свойственно отождествлять определенных божеств или животных с планетами и звездами, они наблюдали их движение по ночному небу, выявляли закономерности. Такими они предстают в мифологиях Китая, ближнего Востока. Именно эти верования дали начало развитию астрологии.

    Особое место занимают древние мифы о солнце. Они есть практически во всех мифологиях. В одних – это герои, каким-то образом попавшие на небо, иногда — за проступки (Скандинавия), в других – пара супругов либо брат и сестра, где один (луна) подчиняется другому (солнце). Например, это характерно для мифологии Кореи.

    Многие народы отождествляли своих правителей с детьми солнца. Таковыми были мифы народов Египта, Японии, Южной Америки (племя инков).

    Этиологические мифы

    Мифы, объясняющие возникновение растений, животных, погодных явлений, особенностей ландшафта называются этиологическими. Это очень древние мифы, восходящие к первобытному обществу. Конечно, свойство открывать причину вещей объединяет мифологические верования в целом, однако, именно этиологические нацелено повествуют о происхождении всего, что окружает человека.

    На самой первой ступени находятся мифы, которые сейчас нами воспринимаются как сказки народов Австралии, Новой Гвинеи, Адаманских островов. К примеру, они объясняют дневную слепоту летучих мышей, отсутствие хвоста у сумчатого медведя.

    На ступеньку выше находятся верования, объясняющие появление растений и животных в принципе. Таковы мифы о происхождении дельфинов из злостных корабельщиков, а пауком является ткачиха Арахна, наказанная Афродитой.

    Самые совершенные этиологические верования повествуют о возникновении светил: солнца, луны, небосвода. Такие мифы есть в каждой религии. Например, в Новой Зеландии и Египте появление неба объясняется высшей силой, «оторвавшей» небо от земли. Также мифы народов, абсолютно всех, объясняют суточное и годовое движение солнца по небосводу.

    Подкатегорией этиологических мифов являются культовые: они рассказывают, как произошел тот или иной обряд, почему его необходимо выполнять так, а не иначе.

    Героические мифы

    Герои мифов этой тематики – центр повествования. Рассказывается о жизни, каких-либо подвигах, выполнении непосильных задач. Структура примерно одинакова:

    • Чудесное рождение героя.
    • Подвиги или испытания, навязанные отцом или каким-либо другим близким родственником, также инициатором может быть будущий тесть, вождь племени и даже божество. Как правило, на данном этапе герой – изгнанник: он нарушил общественное табу, совершил преступление.
    • Встреча с будущей женой и брак.
    • Продолжение подвигов.
    • Смерть героя.

    Если говорить о мифологии древних греков, то здесь герои мифов – дети бога и смертной женщины. Именно эти верования лежат в основе сказок и других эпических произведений.

    Мифы тотемические и культовые

    Довольно схожи по тематике следующие виды мифов: тотемические и культовые. Классический пример первых — божества Древнего Египта, у каждого из которых были определенные зооморфные черты: крокодила, кошки, шакала и других. Эти мифы отражают родство определенных групп, каст людей и тотемов, коими являются животные или растения.

    Помимо египетских божеств можно привести в пример мифологию австралийских племен, где священные камни, животные, растения – это перевоплотившиеся жившие некогда зооморфные первопредки. Такие же верования были у папуасов и бушменов.

    Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.

    Культовые мифы, пожалуй, самые загадочные. Их содержание известно немногим, в основном хранителям культа. Они очень сакральны и повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример – вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса. Еще один пример — из Древнего Египта. Мифы о богах Осирисе и Исиде лежали в основе культового действа, когда Исида искала тело возлюбленного, после чего он воскресал.

    Эсхатологические мифы

    Логически завершают большинство верований эсхатологические сказания, повествующие о конце света. Эти виды мифов антонимичны космогоническим. Только мир здесь не созидается, а разрушается. Как правило, толчком является оскудение моральных устоев общества. Характерны подобные верования для весьма развитых мифологий. Например, у древних скандинавов, индусов, христиан.

    Тематику эсхатологических верований можно разделить на несколько групп:

  • Описана катастрофа мирового масштаба, отделившая мир мифа от настоящего времени. Таковы представления кетов и саами.
  • Утрата «золотого века» человечества, его несовершенство. В качестве примера можно привести иранскую мифологию, где описаны три космические эры, каждая по моральным качествам хуже предыдущей. Сюда же можно отнести Рагнарек из мифологии скандинавов – вселенский пожар, которому предстоит обновить планету.
  • Еще одна тематика – цикличность цивилизаций, где в конце каждого периода случается катастрофа, как бы очищающая Землю. Это, например, эры четырех солнц в мифологии ацтеков. Первая завершается нападением ягуаров, вторая — ураганами, третья — пожаром, а четвертая — потопом.
  • Мессианство. Ошибочно полагать, что это прерогатива христианских верований. Мифы о богах-мессиях есть и в индуизме (Калки), и исламе (Махди), и буддизме (будда Майтрея).
  • Календарные мифы

    Календарные виды мифов тесно связаны с космогоническими и культовыми. Человечеству было свойственно объяснять смену времен года, дня и ночи, умирания природы осенью и зимой и воскрешения весной.

    Эти мысли и нашли отражение в мифах календарных. Они основываются на наблюдениях астрономических явлений, празднествах по случаю вступления в новый календарный год, сбора и посадки урожая. Рассмотрим с позиции этой тематики наиболее интересные мифологии.

    Если говорить о смене месяцев в году, здесь прослеживается тесная связь с астральными мифами. Объясняются чередующиеся месяцы с точки зрения знаков зодиака. Особо в этом преуспела месопотамская мифология.

    В верованиях древних египтян отвечал за время, его смену и движение светил в астрологии и астрономии бог Тот. Именно благодаря ему год разделен на 365 дней. Последние 5 были выделены для того, чтобы рождались божества Осирис, Сет, Исида и другие. Им и были посвящены пятидневные празднования в конце календарного года. Если говорить о смене дня и ночи – египтяне объясняли это так: бог Ра спускается на лодке в преисподнюю или борются Сет и Гор.

    В Древнем Риме каждый календарный месяц был приписан определенному божеству: апрель – Афродите, июнь – Юноне, март – Марсу. Начало каждого месяца определял жрец по новолунию. В примыкающей к римской греческой мифологии были божества – горы, отвечающие за смену времен года.

    Бог Мардук из мифологии шумеров и аккадцев был ответственным за календарь. Новый год для этих народов начинался в день весеннего равноденствия.

    Смена времен года в некоторых мифологиях связана с жизнью и смертью какого-либо божества. Достаточно вспомнить древнегреческую историю о Деметре и Персефоне. Последнюю украл в свое подземное царство Аид. Деметра, будучи богиней плодородия, настолько скучала по дочери, что лишила землю плодородия. Хоть Зевс и обязал Аида вернуть Персефону, она вынуждена была раз в год возвращаться в царство мертвых. С этим и связывали греки смену времен года. Примерно схожие сюжеты с мифическими героями Осирисом, Ярилой, Адонисом, Бальдром.

    Современная мифология

    Ошибочно считать, что мифотворчеством занимались только древние цивилизации. Это явление характерно и для современности. Отличие современной мифологии в том, что она основана на обширных научных знаниях. Построив мощные телескопы и увидев поверхность Марса, люди стали создавать мифические теории о возможном существовании там жизни, также сюда можно отнести всевозможные объяснения «черных дыр». Можно сказать, что вся современная фантастика – это своего рода мифы, потому что пытается объяснить пока непостижимые явления.

    Также трансформацией героических мифов могут считаться такие герои фильмов и комиксов, как Человек-Паук, Бэтмен, Черепашки-ниндзя. Действительно, у каждого из них есть своя история, непринятие обществом (изгнание); они выполняют фантастические подвиги на благо общества.

    Стоит также упомянуть современную городскую мифологию. Фантастические существа, ее плоды, появились в сознании людей уже в XX-XXI веках. Наряду с такими существами, как, например, гремлины, появились целые городские мифы.

    Как правило, они опираются на исторические реалии конкретного города и его обитателей. Например, истории о подземельях Калининграда и сокровищах, спрятанных там отступающими нацистами во время взятия города советской армией.

    Источник

    Оцените статью
    ( Пока оценок нет )
    Поделиться с друзьями
    Рубаи и Литература Мира
    %d такие блоггеры, как: